Вопросы и ответы

11.04.2023
Несколько лет назад в нашем гаражном кооперативе оформляли земельный участок. Нам предложили зарегистрировать землю в общедолевую собственность. Можно ли выделить участок только под своим гаражом, а не иметь какую-то долю в общем массиве?
Гражданин

Если совладельцы имеют единую позицию, вы можете разделить в натуре земельный участок, находящийся  в долевой собственности, и индивидуализировать свой участок под гаражом с переоформлением права собственности.

Необходимо обратиться к кадастровому инженеру, заключить договор подряда на проведение кадастровых работ, в результате которых будет подготовлен межевой план в связи с образованием новых земельных участков.

Каждый вновь образуемый участок должен соответствовать установленным требованиям к предельным размерам земельных участков. В вашем случае Правилами землепользования и застройки территории Чебоксарского городского округа установлено, что максимальный размер земельного участка с видом использования «размещение гаражей для собственных нужд» не должен превышать 80 кв.м.. Минимальные размеры не определены.

Образование земельных участков осуществляется по соглашению между сособственниками о разделе. Соглашение составляется в простой письменной форме и должно быть подписано каждым из участников долевой собственности на земельный участок.

После прохождения указанных процедур, полный пакет документов предоставляется в орган регистрации прав через многофункциональный центр.

Для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образованные участки и прекращения права общей долевой собственности на исходный земельный участок, а также для снятия его с кадастрового учета необходимо представить заявление от каждого из участников общей долевой собственности, межевой план, соглашение о разделе земельного участка, документ об уплате государственной пошлины за регистрацию права индивидуальной собственности, нотариально удостоверенную доверенность представителя, если с заявлением обращается представитель.

Участники долевой собственности вправе вести свои дела через своего представителя. Допускается выдача доверенности от имени нескольких лиц, а также в качестве представителя может выступать как одно, так и несколько лиц. 

Отвечает начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Захарова
03.03.2023
Можно ли не представлять Уведомления об исчисленных суммах в 2023 году?
Гражданин

Если налог нужно уплатить до даты представления декларации, или когда уплата предусмотрена до начисления, а декларация не подается, то до установленного срока уплаты нужно подать Уведомление об исчисленных суммах. Оно не требуется только для фиксированных страховых взносов.

Если в 2023 году из платежного поручения понятно, в счет уплаты какого налога или взноса и за какой период поступил платеж, и при этом указан статус плательщика «02», Уведомление об исчисленных суммах можно не представлять. Информация об исчисленной сумме поступит из данных платежного поручения.

Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике
02.03.2023
Для чего нужна выписка из ЕГРН?
Гражданин

Сегодня основным документом, подтверждающим право собственности на тот или иной объект недвижимости (квартира, дом, гараж, садовый участок и т.д.), является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В ней отражена информация о собственнике объекта, его характеристиках, наличии  или отсутствии ограничений прав, обременений объекта, а также иные сведения.

Выписка из ЕГРН необходима при проведении сделок с недвижимостью (например, чтобы подтвердить законность владения объектом), использовании объекта в качестве залога, оспаривании сделок в суде, открытии наследства, оформлении завещания и др.

Перед совершением сделок, как правило, заказывают выписки:

-  об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

-  об объекте недвижимости.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!С  1 марта 2023 вступил в силу запрет на передачу персональных данных из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) без согласия правообладателя.

Данные из ЕГРН будут доступны только при условии, если владелец недвижимости по специальному заявлению открыл сведения о своих данных (фамилия, имя, отчество и дата рождения).

Заявления о раскрытии сведений о персональных данных владельцев недвижимости могут быть поданы всеми доступными способами (МФЦ, сайт Росреестра, Единый портал государственных услуг).

Предполагается, что, приняв решение о продаже недвижимости, заинтересованный правообладатель будет готов раскрыть свои данные для обеспечения прозрачности проведения сделки, а для совершения нотариального действия будет направлен запрос от нотариуса, что предполагает полную ответственность как самого покупателя, так и нотариуса. Это обеспечит баланс публичных интересов и сохранности персональных данных людей.

Управление Росреестра по Чувашии
20.02.2023
Что такое объект недвижимости?
Гражданин

К недвижимости относятся: земельные участки и все, что прочно связано с землей. Это объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К объектам недвижимости относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке о государственном кадастровом учете.

Управление Росреестра по Чувашии
27.01.2023
Как вернуть в оборот пустующие дачные участки?
Гражданин

Многие садоводы на общем собрании решают вопрос о выделении заброшенного участка под места общего пользования или другому члену садоводческого товарищества для расширения своих владений. Это незаконно. Правом выделять земельные участки наделены лишь органы местного самоуправления.

Даже если дачный участок давно заброшен и не используется по назначению, и вы ни разу не видели хозяина приусадебного хозяйства, это никому не дает право распоряжаться чужим имуществом.

Можно попробовать вернуть в оборот бесхозяйный дачный участок, если известно, что собственник умер, а в наследство никто не вступил. В случае отсутствия наследника имущество признается выморочным. Решением вопроса занимается орган местного самоуправления.

Можем рекомендовать председателям СНТ составить список заброшенных участков, подпадающих под эту категорию, и направить его на рассмотрение и принятие мер в орган местного самоуправления.

Местная администрация через сайт Федеральной нотариальной палаты проверит, открывалось или нет наследственное дело. Если нотариус подтвердит, что участок действительно не имеет наследника, то выдаст свидетельство о наследстве муниципалитету. После обращения в Росреестр, право на участок будет зарегистрировано за органом местного самоуправления.

Второй вариант, когда администрация выходит в суд с иском о признании земельного участка выморочным. После рассмотрения дела и принятия положительного решения, заброшенный участок переходит в собственность муниципалитета. В дальнейшем предоставлением (выморочного) земельного участка занимается орган местного самоуправления. Соответственно, у участка появится новый владелец и земля вернется в гражданский оборот.

Начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Захарова
23.12.2022
При выделении доли в праве общей долевой собственности несовершеннолетним детям (в связи с использованием материнского капитала) может ли доля быть меньше 6 квадратных метров или нет?
Гражданин

Запрет на микродоли не распространяется на сделки, заключаемые в связи с использованием материнского капитала. Это исключение прямо прописано в законе.

Поскольку вся семья улучшает свои жилищные условия, законодатель логично предусмотрел, что доля в праве собственности на жилье должна быть оформлена не только у родителей, но и у детей. Это необходимо, в том числе для того, чтобы не были ущемлены жилищные права несовершеннолетних лиц. В связи с тем, что жилье может приобретаться разной площади, и количество членов семьи может быть разное, не всегда есть возможность выделить всем больше 6 кв.м, соответственно законодатель исключил эти сделки из общих требований.

начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения Эльби Николаева
02.11.2022
У нас в поселке пустили газ. Одни соседи без хлопот решают вопрос с газовой службой, другие до сих пор не попали в список. Слышал, что важную роль играет, оформлен дом в собственность или нет. Так ли это?
Гражданин

Обязательным условием программы по социальной догазификации является наличие зарегистрированного права собственности на жилой дом и земельный участок. Постановки объектов на кадастровый учет недостаточно. Такое требование установлено в Постановлении Правительства России №1547 от 13.09.2021. Если вы являетесь наследником, но не вступили в наследство и не оформили право на дом и землю, газовая служба даст отказ. Заявку о включении домовладения в соцпрограмму должен подавать собственник, имеющий на руках подтверждающие документы.

Напомню, догазификация распространяется на индивидуальные жилые дома и дома блокированной застройки, которые расположены в населенном пункте, куда уже проведен газ.

Может встать вопрос о границах участка, поскольку в нормативном документе сказано, что газопровод за счет государственных средств проводится исключительно до границы земельного владения. Хорошо, если участок отмежеван и установлены точные координаты, но иногда, если не было межевания, не понятно, где проходят границы участка. Возникает спорная ситуация. В этом случае спасёт межевание. Процесс подключения дома к газовой трубе конечно затянется на неопределенное время, но это лучше, чем совсем остаться без газа.

«Из своей практики можем сказать, что проблем с подключением газа не возникает у тех, у кого все в порядке с документами на дом и участок, и природное топливо они будут использовать исключительно не в коммерческих целях. Если сельчане или садоводы хотят попасть в программу льготной газификации, то необходимо заранее позаботиться о том, чтобы на руках был полный пакет документов.

В рамках реализации программы догазификации создан Портал Единого оператора газификации https://connectgas.ru/. Здесь потребитель сможет: подать заявку на подключение, отследить статус заявки, ознакомиться со списком необходимых документов, рассчитать стоимость подключения, заказать сопутствующие услуги», – комментирует советник генерального директора по связям с общественностью и СМИ АО «Газпром газораспределение Чебоксары» Елена Мартынова. - Также заявления принимаются во всех филиалах, клиентских центрах и офисах компаний «Газпром газораспределение Чебоксары», «Газпром межрегионгаз Чебоксары», в МФЦ и через портал Госуслуг».

Росреестр подсказывает, для оформления права следует подойти в любой офис МФЦ с документами на участок и дом и оплатить госпошлину 2000 рублей. В течение двух дней, при отсутствии оснований для приостановления, ваше право будет зарегистрировано. Кроме того, желательно отмежевать участок. Тогда у газовиков точно не будет поводов отказать в газификации.

У жителей Чувашии, желающих провести газ в рамках социальной программы, еще есть время решить все вопросы. По поручению Президента России Владимира Путина бесплатная газификация продлена.

Для сведения

По данным АО «Газпром газораспределение Чебоксары» от жителей республики принято 4,7 тысяч заявок, заключено около 4,6 тысяч договоров на догазификацию (95% от принятых заявок). Газораспределительные сети уже подведены до границ участков четырех тысяч домовладений.

Отвечает заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Ольга Лебедева
17.10.2022
Вопрос: каким образом мне прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, если меня мобилизовали?
Гражданин

Федеральной налоговой службы для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лицом, призванным на военную службу в связи с объявлением частичной мобилизации в Российской Федерации разработан онлайн-сервис, позволяющий направить в электронном виде заявление на прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без использования электронной подписи и без личного посещения регистрирующего органа. Для этого необходимо на сайте ФНС России (www.nalog.gov.ru) воспользоваться сервисом «Государственная онлайн регистрация бизнеса».

С помощью данного сервиса необходимо заполнить форму заявления Р26001 «Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП» с указанием способа представления указанного заявления в регистрирующий орган – «Направление электронной заявки (без электронной подписи) для мобилизованных граждан». К данному заявлению необходимо в обязательном порядке приложить документ о мобилизации. При направлении заявления уплачивается государственная пошлина в размере 160 руб. Заполнить платежный документ и оплатить государственную пошлину также можно с использованием данного сервиса. Результат рассмотрения придет заявителю на адрес электронном почты, указанный при формировании заявления.

Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике
05.09.2022
Почему при переходе права собственности Росреестром не истребуется справка об отсутствии задолженности по членским и целевым взносам?
Гражданин

Ограничение права собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществу в виду наличия задолженности по членским взносам не соответствует основным принципам гражданского законодательства. Росреестр не может требовать такие справки, так как это не предусмотрено перечнем основных документов при совершении сделки.

Тем не менее, вы можете самостоятельно запросить эту справку у продавца и, если имеется задолженность, отказаться от покупки до погашения долга, либо взять эти обязательства на себя, оформив это документально.

Прежний собственник земельного участка может заключить с новым собственником соглашение о переводе долга по уплате взносов в садоводческом товариществе, который возник у продавца на момент продажи земельного участка на территории садоводческого некоммерческого объединения. В иных случаях взыскание долга осуществляется в судебном порядке. Обратиться в суд о взыскании долга может и садоводческое товарищество.

Отвечает начальник отдела правового обеспечения Татьяна Захарова
15.08.2022
Что делать с владельцами заброшенных участков?
Гражданин

Росреестр не уполномочен в этом случае привлекать к ответственности. Многие считают, что заброшенные участки попадают под нарушение - «неиспользование земельного участка по целевому назначению», но по закону садовый или огородный участок  предназначен для отдыха граждан, выращивания сельхоз культур, строительства определенных построек и т.д. Такие участки можно использовать и исключительно для отдыха, и владельцев никто не обязывает выращивать там капусту или картошку. Поэтому Росреестр не сможет их привлечь. Фактически они не нарушают земельное законодательство.

Вместе с этим следует отметить, что правообладатели садовых и огородных земельных участков обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на своих участках. Эти требования прописаны в Правилах противопожарного режима РФ и за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность. По факту нарушения необходимо обратиться в органы пожарного надзора.

Есть еще один способ борьбы с заброшенными участками, но подходит он только в том случае, если владельцев совсем нет. Здесь нужно работать вместе с председателем садоводческого товарищества, который соберет всю необходимую информацию по участку и обратится в администрацию. Администрация через суд признает это имущество выморочным, оформит права на себя и сможет распорядиться участком. Такая практика в Чувашии уже имеется и механизм вовлечения неиспользуемых земельных участков в оборот уже есть.

Обратите внимание, что такая схема действует только в случае отсутствия наследников. А также если в предусмотренный законом 6-месячный срок никто с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обратился. Тогда недвижимость умершего считается выморочной и переходит в порядке наследования в муниципальную собственность.

Хотелось бы напомнить всем собственникам земельных участков о необходимости оформления прав на свое имущество, о проведении  межевания. Потратив свое время и средства сегодня, вы обезопасите себя и своих близких в будущем. Мы ежедневно сталкиваемся с теми, кто когда-то махнул на оформление рукой, а сегодня вынужден бегать по судам и доказывать свое право на владение имуществом. И у некоторых это не получается, они остаются ни с чем.

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Чувашии Сергей Мулюков
02.08.2022
Хочу оформить свой гараж по «амнистии», но обнаружил, что не помню даты его постройки?
Гражданин

«Гаражная амнистия» распространяется на гаражи, построенные до  введения в действие Градостроительного Кодекса РФ, то есть до 29 декабря 2004 года. Если ваш гараж был построен позже, то оформить по упрощенному порядку уже не получится.

Интересующую вас дату можно посмотреть в документах технического учета, там должен быть указан либо год ввода в эксплуатацию, либо год завершения строительства гаража.

Дата постройки гаража может подтверждаться и документом о подключении гаража к электрическим сетям или иным сетям инженерного обеспечения.

Дата возведения гаража указывается в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, которое вы подаете в администрацию.

Рекомендуем предварительно обратиться в администрацию, возможно, она уже располагает данными о годе постройки гаража, соответственно и подтверждающие документы представлять не надо.

начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Чувашии Иеронова Ольга
27.07.2022
До каких границ допускается снижение брачного возраста? Кем решается вопрос о разрешении на вступление в брак до достижения 18 лет?
Гражданин

При особых обстоятельствах возраст будущих супругов может быть снижен до 16 лет и касается в равной мере обоих супругов. Разрешение на вступление в брак выдается органом местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних.

Отдел ЗАГС г.Алатыря