О возврате товара продавцу при отсутствии чека
О возврате товара продавцу при отсутствии чека
Покупатель может вернуть товар в магазин в двух случаях: когда в товаре выявлен недостаток или вещь не подошла. Однако, как показывает практика, большинство покупателей после покупки товара избавляются от чеков или просто теряют. Впоследствии при обращении в магазин покупатель зачастую получает отказ в принятии товара ввиду отсутствия документов, подтверждающих покупку.
В таких случаях важно знать и понимать, что отсутствие кассового чека - не основание для отказа потребителю в возврате товара, не лишает его права ссылаться на другие доказательства покупки, в том числе на свидетельские показания (статья 18 и 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», статья 493 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Что может являться доказательством приобретения товара.
- Если покупка была оплачена безналичным путем, то доказательством может служить выписка с банковского счета покупателя об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств при электронных или безналичных расчетах (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17).
- Если покупатель оплатил товар наличными, выбросил бумажный чек, а электронный не получал, можно запросить в магазине поиск информации о покупке.
- Также в качестве доказательства приобретения товара может служить отметки магазина в документах, связанных с покупкой: гарантийный талон, паспорт оборудования или инструкция по эксплуатации.
- Сведения о покупке могут быть зафиксированы на дисконтной карте, данные которой можно посмотреть в личном кабинете на сайте магазина или в базе продавца.
- Свидетельские показания также могут служить доказательством покупки, например, если в момент покупки с покупателем был друг, который может это подтвердить.
Пошаговая инструкция для возврата товара без чека.
Шаг 1 – До обращения к продавцу с требованием о возврате товара необходимо подготовить доказательства (документы), подтверждающие покупку товара в конкретном магазине.
Шаг 2 – После сбора необходимых документов следует написать претензию в адрес магазина, где был приобретен товар. Претензия должна содержать: наименование продавца, данные потребителя, описание приобретенного товара и его цену, дату покупки товара, причину возврата товара, требование к продавцу, дату и подпись.
Один экземпляр претензии направляется руководителю организации-продавца (лично, через канцелярию, секретаря и т.д.). На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении. Претензия может быть направлена в адрес организации-продавца заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если продавцом является индивидуальный предприниматель: один экземпляр претензии вручается предпринимателю либо его работнику, уполномоченному на принятие претензий от потребителей. На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении. Претензия может быть направлена в адрес предпринимателя (по месту его жительства) заказным письмом с уведомлением о вручении.
Шаг 3 – В случае, если продавец признает претензионные требования обоснованными, оформляется возврат товара и денежных средств.
При возврате товара, оплаченного банковской картой, денежные средства перечисляются на банковскую карту покупателя. Если товар был оплачен наличными, деньги могут быть возвращены как из кассы, так и путем перечисления на банковскую карту покупателя.
Зачастую для оформления возврата товара и денежных средств за возвращенный товар продавец требует предъявление паспорта покупателя или иного документа, удостоверяющего личность покупателя.
В этом случае покупателю следует учитывать требования банковского законодательства, в частности пункта 1 Указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У, пункта 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, которые предполагают право продавца требовать предоставления таких документов.
Консультацию специалистов по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля (83536) 2-29-15.