Рекомендации для потребителей юридических услуг
В связи с продолжающейся тенденцией по применению хозяйствующими субъектами недобросовестных практик при оказании юридических услуг территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике- Чувашии в г. Шумерля разъясняет важные правила, которые необходимо помнить всем потребителям юридических услуг.
При заключении договора всегда помните о целях, с которыми вы пришли для получения юридических услуг. Будьте настойчивы и не соглашайтесь на те юридические услуги, которые вам не нужны, ведь предмет договора (перечень юридических услуг) определяется по соглашению сторон в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (граждане и юридические лица свободны в заключение договора).
Потребителю следует обращать внимание:
1) На предмет договора, то есть конкретный перечень услуг, которые исполнитель обязуется оказать (настороженность следует проявить, если предмет договора сформулирован расплывчато - «правовой анализ ситуации», «полное юридическое сопровождение», «составление юридических документов»). Поинтересуйтесь планом действий исполнителя, что он собирается сделать и каких результатов ожидает.
Следует помнить, что в соответствии со статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) предусмотрена обязанность исполнителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а если потребитель назвал конкретные цели приобретения услуги, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями.
2) На информацию о цене услуг (устная/ письменная консультация, составление претензии, составление искового заявления, участие в судебном заседании в качестве представителя и др.), которая должна доводиться в наглядной и доступной форме (ст.10 Закона).
3) На конкретные сроки исполнения услуг, указанные в договоре (по возможности определить конкретные даты или период времени для исполнения).
Практика показывает, что в большинстве случаев исполнитель работает по 100% предоплате, и при отказе потребителя от дальнейшего взаимодействия денежные средства не возвращает, ссылаясь на то, что часть услуг уже оказана. Поэтому потребителю важно знать, что он вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32 Закона и ст.782 ГК РФ). Размер расходов исполнителя должен определяться фактически произведенными действиями, связанными с исполнением договора, и должен быть обоснован исполнителем. При расторжении договора следует внимательно изучить документы, которые исполнитель предлагает подписать. Зачастую в соглашении о расторжении договора просто указана сумма оказанных услуг без каких-либо обоснований затрат заказчика. Если Вы не согласны с суммой, которую исполнитель удерживает с Вас, не стоит подписывать такой документ без предоставления исполнителем обоснования удержания денежных средств. Если услуги все-таки оказаны (предоставлены проекты претензий, заявлений, исков и др.), внимательно изучите их содержание, проверьте правильность изложенных фактов и требований, поинтересуйтесь, почему заявление адресовано именно тому органу, должностному лицу или организации, в чем необходимость обратиться именно туда и какие действия ожидаются от данных лиц.
Если услуги оказаны некачественно, т.е. не соответствуют объему, согласованному в договоре, не отвечают целям, для достижения которых заключался договор, потребитель вправе воспользоваться правами, установленными ст. 29 Закона (потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, либо отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если обнаружены существенные недостатки).
Примерные формы процессуальных документов (претензии, иски и др.) можно получить на сайте Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей по ссылке zpp.rospotrebnadzor.ru (раздел «справочник потребителя», вкладка «примерные формы документов»).
16:00
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике- Чувашии в г. Шумерля