Биография Ивана Яковлевича Яковлева
Иван Яковлевич Яковлев (25 апреля 1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния – 23 октября 1930 года, Москва) – чувашский православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист. Иван Яковлевич внес большой вклад в развитие чувашской национальной письменности и литературы. Большой заслугой И.Я. Яковлева является создание чувашского алфавита (1871-1873) на основе кириллицы, издание первого чувашского букваря, а также сотен книг учебной, религиозной, художественной, исторической, естественнонаучной, музыкальной, методической и другой литературы на чувашском языке.
И. Я. Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). Мать умерла через три дня после рождения сына. Ваню усыновил крестьянин той же деревни Пахом Кириллов.
До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому языку, игре на флейте, искусству плести лапти.
Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году Ивана забрали в удельное училище в село Бурундуки. Обучение велось на русском языке и поэтому тягостным для нерусских детей. Программа занятий включала Закон Божий, чистописание, четыре правила арифметики, священное писание. На третий год обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых – русских крестьян, которые приняли участие в его судьбе и отнеслись как к родному.
Удельно училище в Старых Бурундуках.
5 сентября 1860 года Яковлев неожиданно для себя оказался в землемерно-таксаторских классах, где изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые законы.
В апреле 1864 года Яковлев успешно окончил учебу и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора.
Как самый способный, 16 мая 1864 года был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань.
За время службы жалоб на него не было. Воспитанный с детства в труде, он привык все делать честно, четко и обстоятельно.
Яковлев уже свободно читал и изъяснялся по-русски. Его очень тянуло к книгам и журналам. Монотонная служба его тяготила. Воспользовавшись давней болезнью (вывих ноги, последствия остались на всю жизнь), он просит о переводе в Симбирск, где он продолжает работать чертежником.
Здание бывшей Симбирской удельной канторы, где И.Я. Яковлев служил чертежником.
Стремясь к образованию, Яковлев задумывался и о судьбе родного народа, он понял необходимость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством приобщения должны были стать родной язык и национальная письменность.
В 1867 году И. Я. Яковлев поступил в Симбирскую мужскую гимназию. В годы учений он выступал со статьями по просвещению чувашей, с рецензиями на учебники и учебные пособия. Все чаще его стала волновать идея обучения нерусских детей. Обучаясь в гимназии, он становится одновременно и учителем – в Симбирске открывает частную школу. К этому времени учебный округ знал, что Яковлев содержит на свои средства нескольких чувашских мальчиков и готовит их к учительской деятельности.
Пробовал свое перо молодой гимназист и в стихах. Энергию живого эмоционального слова Яковлев глубоко почувствовал при создании первого чувашского букваря, а также книг для чтения. В них Яковлев включил небольшие рассказы и назидательные притчи. Для него главным было нравственно-этическая и воспитательная направленность. Опытный педагог идет от простого к сложному: коротенькие рассказы призваны развить у маленьких наблюдательность, любознательность, раскрывать перед ними те или иные стороны бытовой жизни, объяснить суть и тайны природных явлений.
И. Я. Яковлев поехал в Казань для поступления в университет на филологический факультет. Он занимался упорно, давал частные уроки, работал самостоятельно. Его курсовая работа «Несколько памятников устной чувашской словесности» была предложена как основа для написания кандидатской диссертации. В мае 1875 года студент Яковлев успешно сдает экзамены. Ему разрешили предоставить работу для получения степени кандидата. Вернувшись в Симбирск, Яковлев активно включается в работу. В его школе уже обучалось 52 человека. Забот было много, и он никак не мог вернуться к кандидатской диссертации. Вот почему в университете ему пришлось учиться 5 лет, вместо 4-х, пожертвовав один год историческому делу – созданию алфавита, букваря и национальной школы.
28 августа 1875 года его назначили инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Яковлев уже считался знатоком чувашской культуры и истории. Он был первым из чувашей, который помогал государству в распространении русско-православного просвещения среди своих сородичей. С января 1871 года Министерство просвещения признало его школу и приняло на свой бюджет, а 1872 – одобрило создание нового алфавита, а изданные на его основе учебники рекомендовало использовать в школах. Дальнейшая судьба письменности зависела уже от самого народа.
Став инспектором чувашских школ, Яковлев по-прежнему оставался руководителем и чувашской школы в Симбирске. Его учебная программа постоянно обновляется, включаются новые предметы, большое место отводится практическим занятиям учащихся. С 1877 года школа называлась Симбирской центральной, а с 1890 года – учительской. Здесь будущие учителя изучали Закон Божий, языки, историю, географию и математику ремесла. Серьезное внимание уделялось хоровому пению на родном и русском языках. Очень популярен был оригинальный хор мальчиков.
В 1878 году Яковлев поднял вопрос об организации при Симбирской чувашской школе женского отделения с курсами двухклассного училища. Министерство не дало согласия из-за отсутствия средств, но Яковлев все равно начал набирать девушек в будущее женское училище, заведовать которым он поручил своей жене Екатерине Алексеевне Бобровниковой – приемной дочери профессора Н. И. Ильминского. Она была наставницей, воспитательницей и впервые 10 лет существования школы – единственной учительницей, бесплатно неся бескорыстную службу.
В том же 1878 году Яковлев организовал при Симбирской центральной чувашской школе мужское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Эти школы царское правительство поддерживать не спешило. При Симбирской чувашской школе имелись также мастерские, собственные сады, огороды, ферма. Все это укрепляло её материальную базу. Школа занимала одно из первых мест в Казан-ском учебном округе по прилежанию, успеваемости. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы вышло более 1000 учителей. Среди её воспитанников – К.В. Иванов, Н.В. Шубоссинни, Н.М. Охотников и многие другие.
В 1920 году на базе школы возник институт народного образования – первый вуз в истории чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я. Яковлева и его школы.
За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868-1919) и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил более 1400 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры.
Подводя итоги своей полувековой деятельности по просвещению чувашей, вынужденный оставить должность руководителя Симбирской чувашской учительской школы, Яковлев не перестает думать о судьбе, будущем чувашского народа, его языке и культуре. В «Духовном завещании чувашскому народу» (1921) он пишет, чтобы его соплеменники не утратили в душе веру в Бога. Яковлев особо подчеркивает, как важно для чувашей жить в дружбе и согласии с русским народом. Он также просит, чтобы получившие образование чувашские сыны и дочери чувашского народа не забывали о своих сородичах. В то же время учитель напоминает о том, что не надо гнушаться бедности людей, а также чуждаться языка родного. Он напоминает чувашам о необходимости изучать и постоянно развивать родной язык, что вовсе не отрицает любви и уважения к русскому языку. Яковлев подчеркивает важность заботливого и бережного отношения к семье – «опоре народа и государства». Он прекрасно знал традиции народа: трудолюбие, верность в любви и дружбе, заботу о ближних, честность, стремление к справедливости, скромность и т.д.
Деятельность И. Я. Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального и изобразительного искусства. Заветной мечтой просветителя были подъем чувашей до уровня русского народа, равноправие и дружба народов России.
И. Я. Яковлев был крупным общественным деятелем, почетным членом Британского и иностранного библейского обществ в Лондоне, организатором благотворительных обществ, инициатором перевода и издания Священного писания. Он поддерживал творческие связи с учеными многих зарубежных стран.
И в наши дни не потеряло своего значения его «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.
Умер Иван Яковлевич Яковлев в Москве 23 октября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.