Алатырский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр муниципаллă округĕ

Актуальные вопросы при государственной регистрации прав на недвижимость

Актуальные вопросы при государственной регистрации прав на недвижимость

Вопрос №11.  Что такое «дачная амнистия»?

«Дачная амнистия» действует в России с сентября 2006 года. За это время в упрощенном порядке в собственность оформлены права более чем на 14 млн объектов. Хотя в названии закона и фигурируют дачи, перечень объектов, которые под него попадают, уже давно не ограничивается садовыми домиками и участками.

Воспользоваться «амнистией» могут те, кто владеет дачным участком, а также землей, предоставленной для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) либо личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в черте населенного пункта.

Упрощенный порядок оформления прав также распространяется на объекты, возведенные на вышеназванных участках. Но необходимо знать, что индивидуальный жилой или садовый дом должны соответствовать параметрам, определенным Градостроительным кодексом РФ. В частности, количество наземных этажей не должно превышать трех, а общая высота дома – не более 20 метров.

Для оформления недвижимости собственникам необходимо сделать несколько шагов. Пригласить кадастрового инженера, который проведёт необходимые замеры участка и недвижимого имущества. Зарегистрировать права можно не только на участок и дом, но и хозпостройки, баню, гараж. Инженер составит технический план на объекты и запишет данные на диск. С этим диском нужно отправиться в офис МФЦ. Если ранее право на земельный участок не было зарегистрировано, необходимо будет также представить правоустанавливающие документы на землю. Нужно оплатить госпошлину. В данном случае ее размер составит 350 рублей.

Возможен вариант, когда подать заявление и документы в Росреестр для учетно-регистрационных действий вместо заказчика может кадастровый инженер. Главное условие – в договоре подряда на выполнение кадастровых работ должна быть закреплена такая обязанность. Выбор за собственником.

Особо хотелось бы обратить внимание на «дачную амнистию» собственников индивидуальных жилых домов. Было время, когда они не могли зарегистрировать право на дом, поскольку не была соблюдена процедура согласования строительства в администрации. Определенный период действовала обязательная норма, когда требовалось уведомить орган местного самоуправления о начале возведения дома и получить одобрение. После окончания работ нужно было проинформировать местную администрацию теперь уже о завершении строительства и получить ответное уведомление. Сейчас законодатель пошел на встречу тем, кто не имеет на руках таких уведомлений, и дал им возможность оформить в собственность индивидуальные дома. Поэтому было бы разумно воспользоваться этим послаблением.

«Дачная амнистия» будет действовать до 1 марта 2031 года.

А что такое дачная амнистия 2.0?

Это закон, который дает возможность оформить право на землю и жилой/садовый дом тем, кто на протяжении многих десятилетий даже в судебном порядке не мог узаконить свои имущественные права, поскольку отсутствовал документ на земельный участок. Как известно, нет прав на землю, значит, и нет прав на постройки на этой земле. Граждане, имеющие частные домовладения в городах или поселках, построенные до 14 мая 1998 года, теперь смогут при наличии определенных требований, оформить право на дом и землю.

Чтобы воспользоваться «дачной амнистией 2.0», так ее окрестили в народе, и узаконить права на землю, необходимо обратиться в муниципалитет с заявлением об оформлении земельного участка и приложить к заявлению схему расположения земельного участка и любой документ, подтверждающий владение домом.

Таким документом может быть, к примеру, договор на подключение дома к коммунальным сетям (электричество, отопление, водоснабжение), документ, подтверждающий прописку в домовладении до 14 мая 1998 года; паспорт БТИ, выданный до 1 января 2013 года, и другое.

Приватизация земельных участков в данном случае осуществляется бесплатно.

В городе уже заработала комиссия, которая приступила к выездам на места.

Вопрос №12.  Как оформить наследство?

Наследство необходимо оформить у нотариуса в шестимесячный срок.

Без оформления прав на наследственную недвижимость можно только пользоваться имуществом, но не распоряжаться им. Невозможно продать, заложить, передать по наследству, подарить такое имущество.

Государственная регистрация права в Росреестре является необходимым этапом оформления наследства. Соответственно, после принятия  наследства, права на недвижимость нужно регистрировать в Росреестре. Нотариус самостоятельно направляет документы на регистрацию и в течении суток, регистрируется переход права собственности на нового владельца.

Если вы пропустили шестимесячный срок вступления в наследство, то существует возможность восстановить  срок для принятия наследства на основании решения суда, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по иным уважительным причинам.

Если наследники не приняли наследство или отказались от него, имущество умершего считается выморочным. В данном случае, указанное имущество в порядке наследования по закону переходит в муниципальную собственность. 

Вопрос № 13. Основные причины приостановлений и отказов?

Первое основание для приостановления - договор купли-продажи, по которому супруги приобретают недвижимость в общую долевую собственность, представляется в простой письменной форме. Данный договор содержит элементы брачного контракта, поэтому подлежит обязательному нотариальному удостоверению. В Гражданском кодексе сказано «если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность». В этом случае, если нет нотариально удостоверенного договора, выручит представление брачного контракта.

Еще одна причина – наличие обременения в виде ипотеки. Нередко граждане, погасив кредит или окончательно рассчитавшись с продавцом, забывают прекратить запись о данном ограничении в ЕГРН. Когда, спустя время, выставляют квартиру на продажу, то этот вопрос становится камнем преткновения. Только при полном объеме исполнения обязательств и погашении регистрационной записи об ипотеке, собственник может в последующем свободно распорядиться своим недвижимым имуществом. Как вариант можно указать наличие такого обременения в договоре купли-продажи и не забыть приложить согласие кредитной организации либо бывшего правообладателя. Кроме того, регистрационную запись можно погасить, подав заявление с участием кредитной организации о прекращении ипотеки. В течение трех дней обременение в ЕГРН будет снято. Запись об ипотеке также может быть погашена по решению суда.

Нередко регистрация приостанавливается, когда при продаже доли прилагают договор в простой письменной форме. Мы уже об этом с вами говорили, но я еще раз повторю, что согласно действующему законодательству, сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению. Если этого не сделать, то регистратор приостановит сделку.

Среди типовых приостановлений также можно отметить наличие в Едином госреестре недвижимости отметки о запрете регистрационных действий, внесенной на основании постановления службы судебных приставов или суда. Арест может быть снят исключительно по акту, принятому органом, наложившим ограничение, и полученному напрямую от него - без посредника, даже если посредник – это собственник недвижимости. Об этом мы с вами тоже уже говорили.

Еще один момент, который может послужить для приостановления – это договор, который считается заключенным с момента подписания сторонами сделки. Регистратор, изучая договор, порой выявляет неточности, которые необходимо исправить. Представляя новую редакцию договора, граждане забывают включить в него пункт о расторжении предыдущего варианта договора, поскольку наличие двух действующих договоров недопустимо. Выходом из ситуации также может стать дополнительное соглашение.

В электронных договорах, а это в основном кредитные договоры и договоры долевого участия в строительстве, тоже допускаются ошибки. Например, встречаются неверные данные сторон, неточные реквизиты договора, несоответствующие сведения о правоустанавливающих документах, ошибочная сумма сделки, отсутствие информации о возникновении или не возникновении ипотеки. В заявлении не указывается семейное положение сторон сделки.

Кроме того, при электронной подаче забывают прикрепить такие документы, как передаточный акт, брачный контракт (при наличии), заявление от имени несовершеннолетнего, документ, подтверждающий оплату госпошлины. Все это может послужить основанием для приостановления или отказа в регистрации.

По закону регистратор может приостановить регистрацию на три месяца, а по заявлению сторон на шесть месяцев. Часть вопросов можно снять еще до подачи документов на регистрацию, просто проконсультировавшись со специалистами.

Чтобы избежать приостановлений,  я советую внимательно заполнять договор, точно указывая все необходимые данные, не ошибаясь в датах, суммах, исходных данных упоминаемых документов. При подаче документов через МФЦ обязательно перепроверяйте заявление, заполненное сотрудником центра, во избежание опечаток в ваших данных, номерах телефонов. В случае необходимости оперативно представлять дополнительные документы или устранять выявленные погрешности. Запомните, срок регистрации напрямую зависит от качества и полноты представленных документов.

 

Вопрос №14. В какие сроки можно зарегистрировать права на недвижимость?

Государственная регистрация права собственности на недвижимость в различных случаях осуществляется в срок от одних суток до 7 рабочих дней. Это зависит от способа подачи документов и вида сделки, например: при подаче через МФЦ 7дней, если сделка заверена нотариусом один день. При подаче в электронной форме регистрация осуществляется тоже за 1 день. Стоит обратить внимание, что срок начинает отсчитываться с момента поступления документов в Росреестр.

Вопрос №15. Как можно подать документы на оформление недвижимости?

Существует несколько способов подачи документов: Лично. Можно подать документы, обратившись в МФЦ. В электронном виде в личном кабинете Росреестра и на сайте Госуслуги при наличии ЭЦП. На определенные виды регистрации прав можно подать документы через администрацию муниципального округа, написав специальное заявление.  Можно также вызвать на дом специалистов Роскадастра, которые примут документы на регистрацию, эта услуга осуществляется за плату.  

 

 



Управления Росреестра по Чувашской Республике