Качество и безопасность питания в детских коллективах
Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка и является необходимым условием обеспечения здоровья. Образовательная нагрузка и высокая физическая активность у детей требуют рационального и сбалансированного питания для удовлетворения потребностей растущего организма ребенка.
В рационе большинства детей в последние годы отмечается снижение потребления продуктов животного происхождения (мяса, молока, рыбы), овощей и фруктов, кисломолочных продуктов при одновременном увеличении употребления хлеба, круп и макаронных изделий, кондитерских изделий, сахара, жира и продуктов с высоким содержанием поваренной соли. Такое нерациональное питание приводит к недостаточному обеспечению детей витаминами, минеральными веществами, полиненасыщенными жирными кислотами и пищевыми волокнами, что может привести к существенным нарушениям в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата, репродуктивной системы, а также к снижению физической и умственной работоспособности.
Поэтому определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание, общие моменты которого состоят в следующем:
- адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
- сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
- максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
- оптимальный режим питания;
- адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
- учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Рационы питания дошкольников и школьников должны включать все основные группы продуктов, а именно - мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Детям не рекомендуются продукты, содержащие облигатные аллергены, эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины, специи (черный перец, хрен, горчица).
Большинство детей посещают образовательные организации, где они получают с пищей значительную часть пищевых веществ и энергии. При этом в детских образовательных организациях установлены нормы продуктов питания (суточные наборы продуктов), выполнение которых обеспечивает детей необходимым количеством энергии и нутриентов.
Организация питания детей, посещающих образовательные организации, регламентируется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Соблюдение требований, содержащихся в выше указанных документах, обеспечивает санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность питания детей и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы содержат требования к составлению меню, требования к технологической и кулинарной обработке продуктов, содержат физиологически обоснованный режим питания, ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей, перечни запрещенных для питания детей пищевых продуктов.
Рацион питания детей в организованных коллективах должен разрабатываться с учетом необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности дифференцированного по возрастным группам с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания, состояния здоровья и при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ. При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в образовательной организации, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся.
Продукты, используемые в питании детей в детских организованных коллективах, должны быть качественными и безопасными, соответствовать требованиям действующего законодательства. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
При организации питания детей школьного возраста следует иметь в виду основные требования:
- рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 20-25 и 30-35% суточной потребности в энергии соответственно;
- рационы должны быть дифференцированы по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в зависимости от возраста детей (для 7-11 лет и 11-18 лет);
- необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (в 10-11 ч), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе), полдник и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).