Алатырский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр муниципаллă округĕ

Песня остается с человеком

Из нашего села, окружённого лесом со всех сторон, до Алатыря езды чуть менее часа. Пассажиры удобно устраиваются на своих сиденьях, потихоньку переговариваются, потом постепенно всё затихает. Дорога идёт через лес. Природа прекрасна во все времена года. Стройные, как свечи, стоят сосны, молодые берёзки хороводят, птица, вспугнутая ранним утренним шумом…
Равномерное звучание мотора машины. И вдруг водителю, видимо, вздумалось взбодриться самому или взбодрить пассажиров. Включает музыку. Неожиданным шквалом обрушивается музыка, кричащая, шумная. Вслушиваюсь и начинаю понимать отдельные слова песенного текста. Это современные чувашские песни. Я, по национальности русская, может, не имею морального права судить о достоинствах и недостатках чувашских песен. Но мне хочется высказать своё мнение.
Чувашские песни – это прекрасное музыкально-поэтическое наследие народа. Самое удивительное в них – это мощный поток лиризма, целое, по выражению Есенина, «половодье чувств». В них чувствуется духовное здоровье тех, кто сочинял эти песни. Человек с добрым сердцем, любящий и кровно связанный с родным краем, с родной природой, может создавать такие произведения. Песни покоряют своей напевностью, задушевностью, искренним чувством. Добрые, нехитрые, казалось бы на первый взгляд, наивные. Но это только на первый взгляд. В этой простоте вся притягательная сила. Эта простота и доброта, эта открытость души трогает до слёз.
Человек растёт, познаёт мир, трудится – песни другие. В упорном труде происходит наполнение души вдохновением. Песни отвечают на все духовные запросы человека. Тематика песен самая разнообразная. Нет, наверное, ни одной какой-либо жизненной стороны, о которой не сложено песен.
Чувашский народ издавна имел свои ценностные ориентиры в жизни. Это любимая семья, которая была многочисленной, дружной и трудолюбивой, друзья и родные, труд и отдых, радушное гостеприимство.
Песня – мощный инструмент формирования общественного сознания. Она учит, осуждает, побуждает, зовёт, помогает и ободряет, сплачивает, заставляет задуматься и оживить в памяти светлые воспоминания.
Песня выстраивает систему нравственных ценностей. А духовные запросы-то в наше время порой не на высоте, так сказать. Отсюда и песенное творчество «больное». Сужающиеся границы чувашских песенных традиций уже чувствуются в песенном мире. Самобытность утрачивается, побеждает желание быть «как все».
Неужели место чувашской песни, подкупающей своей простотой и глубиной чувств, займёт чувашская современная, с неуклюжим быстрым ритмом, песня, которая не затронет ни сердце, ни душу?
А в автобусе гремело надоедливое музыкально-шумовое бом, бом, бом. Звучала современная чувашская песня. Корявые рифмы бессмысленно многократно повторялись, не трогая ни разума, ни сердца…
Я вышла из автобуса с головной болью…


"Алатырские Вести"
27 января 2009
00:00
Поделиться