Совершенствуя работу
В текущем году обладателем гранта Президента Российской Федерации стала учитель информатики МОУ «Стемасская средняя общеобразовательная школа» Н.М.Сидорова. Сегодня она наш собеседник.
- Наталья Михайловна, каковы результаты успеваемости учащихся, обучаемых по выбранным вами формам и методам?
- Анализируя свою педагогическую деятельность за последние 3 года как учителя и воспитателя, мне хочется отметить, что совершенствование и мастерство зависит от того, в какой мере он использует психолого-педагогические знания, как, опираясь на них, умеет критически переосмыслить традиционный опыт преподавания и воспитания, новые идеи, дидактики, опыт учителей-новаторов.
Результаты успеваемости учащихся подтверждают, что выбранные мною формы и методы работы верны. Средний балл успеваемости учащихся по математике 3,5 балла, а по информатике 4,3 балла. Многие учащиеся поступили в высшее учебное заведение, выбрав профессию, связанную с математикой и информатикой. Ежегодно учащиеся в районных олимпиадах по информатике занимают призовые места: 2003-2004 учебный год - 2 место, 2004-2005 учебный год - 3 место, 2005-2006 учебный год - 2 место.
Ребята принимают участие в международной олимпиаде по математике «Кенгуру», всероссийской олимпиаде «Инфознайка». Из 20 участников игры «Инфознайка-2006» 6 учащихся получили качественную оценку «отлично», 10 - «хорошо» и 4 - «нормально».
В своей работе я использую современные образовательные технологии, в том числе ИКТ, в процессе обучения и в воспитательной работе.
Использование образовательных и здоровьесберегающих технологий в работе позволило мне и моим ученикам принять участие в российском конкурсе проектной технологии «В фокусе учебный проект» программы INTEL «Обучение для будущего». В 2005-2006 годах наша школа принимала участие в конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения 2006 года», заняла 1 место в районе и 9 место среди сельских школ республики.
В школе возглавляю МО учителей математического цикла. Планируя работу на этот учебный год, стараюсь познакомить учителей школы с проектной технологией, здоровьесберегающей технологией и её применением на уроках. Совершенствовать методику работы учителя математики и информатики, улучшать качество обучения можно только в том случае, если используешь и обобщаешь знания по психологии, методике математики, информатики и дидактике, учитывая накопленный опыт обучения. Уже несколько лет являюсь руководителем кружка «Основы информатики» и «Программирование». Главная цель этих кружков - пропаганда программирования как средства интеллектуального досуга и развития детей, выявления творчески одарённых учеников в области программирования и прикладной информатики. Знакомство с основами информатики я начинаю в начальной школе в кружке «Основы информатики», где ребята получают основы теоретических и практических навыков по предмету. Более десяти лет преподаю информатику с 5 класса, в 9 классе веду элективный курс «Компьютерное моделирование».
- А что можете сказать о вашем участии в профессиональных конкурсах?
- За последние 10 лет я участвовала в различных районных, республиканских и всероссийских конкурсах. Участие в конкурсах для меня не самоцель, скорее изучение опыта других педагогов, поиск новых «изюминок» урока, представление на суд других педагогов своего опыта работы. И если мои педагогические приёмы работы кого-то заинтересовали, значит я тружусь не зря. Признательность коллег - это одна из наивысших наград педагога.
На протяжении многих лет я являюсь участником районных аттестационных комиссий, постоянным членом комиссии районных олимпиад по информатике. В 2005 году была членом экспертной комиссии по программам физико-математического направления.
- На ваш взгляд, каким должен быть классный руководитель?
- В 2003-2004 учебном году стала руководителем 6 класса, где было 18 детей (сейчас 19), из них 12 мальчиков и 6 девочек (сейчас 13 мальчиков и 6 девочек). Но, как говорится, «терпение и труд все перетрут». Ведь недаром Макаренко говорил: «Воспитатель должен быть с детьми просто человеком». Большую помощь в работе с классом мне оказывает психолого-социальная служба в школе. С родителями учеников установлен тесный контакт. Они частые гости класса, мои помощники в мероприятиях и делах.
- А какова цель воспитательной работы?
- Вся воспитательная работа направлена на сплочение личности ребенка, ликвидацию неуспеваемости, воспитание сознательной дисциплины в классе.
И совместные усилия (классного руководителя, социального работника, психолога) дали свои результаты. Это отсутствие неуспевающих в классе, ребята являются участниками всех школьных и классных дел и мероприятий. Дети участвуют в предметных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и даже становятся их победителями.
Радуют успехи моих учеников, радует то, что дети хотят и могут учиться, играть, заниматься спортом. Они занимаются в различных кружках и секциях, многие имеют свои личные положительные результаты.
- А как обстоят дела с повышением квалификации ваших коллег?
- Повышение квалификации учителей в области компьютерных технологий своевременно. С 1 января 2006 года у нас в районе начал свою работу районный ресурсный центр дистанционного обучения РРЦ при МОУ «Стемасская средняя общеобразовательная школа», где я являюсь руководителем РРЦ. Открытие центра обучения позволяет педагогам повышать собственную квалификацию и получать необходимую методическую помощь без отрыва от основного места работы. На базе этого центра прошли обучение 92 педагога района, из них по программе INTEL «Обучение для будущего» - 55 учителей.
Программа INTEL «Обучение для будущего» создана для того, чтобы помочь учителям внедрить передовые педагогические технологии в учебный процесс. Главная цель курсов повышения квалификации - показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И я надеюсь, что прохождение курсов педагогами района и знакомство с проектной технологией обучения школьников окажут влияние на методы обучения и его качество.
"Алатырские Вести"