Введен единый стандарт обслуживания налогоплательщиков
- Светлана Ивановна, каковы итоги работы МИФНС РФ № 1 по ЧР за 2005 год по собираемости налогов на территории города Алатырь и Алатырского района?
- Так, за 2005 год в бюджеты всех уровней поступило платежей в сумме 325,3 млн. руб., что на 11,8 % выше поступления за аналогичный период 2004 года, во внебюджетные фонды собрано 168,9 млн. руб. Собираемость текущих платежей составила - 98 %. Прирост поступления налогов в бюджет обеспечивают добросовестные налогоплательщики: ОАО «Электроавтомат», (рук. В.В.Илюхин), ОАО «Хлебозавод» (А.Н.Ивин), «МУП ПОК и ТС» (Е.В. Рузавин), ФГУП «5 Арсенал» (С.А. Неимущенков), ОАО «Завод «Электроприбор» (А.Н. Афанасьев), ООО «Алатырская бумажная фабрика» (Ефимов Э.Д.), ООО «СКМ» (Л.Г. Илюхина), МУП «Кирский лесокомбинат» (В.А.Семенов). Инспекцией обеспечено сокращение задолженности по налоговым платежам на 17,2 млн.руб., по платежам во внебюджетные фонды на 9,9 млн. руб.. Дополнительно направлено платежей в бюджеты всех уровней в ходе контрольных мероприятий, проводимых налоговым органом, 33180,0 тыс. руб.
- В последние годы часто обсуждается вопрос о налоговом администрировании, о его эффективности и справедливости. Что сегодня является приоритетным в деятельности налоговых органов?
- В настоящее время мы придаем большое значение работе с налогоплательщиками, повышению качества их обслуживания. Одна из приоритетных задач службы - повышение качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам. В этой связи в 2005 году приказом Федеральной налоговой службы от 2 сентября 2005 года № САЭ-3-25/4222а был введен Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.
- Расскажите, пожалуйста, что представляет собой этот документ и какова цель его принятия?
- Налогоплательщики должны стать клиентами, партнерами для налоговых органов, а налоговые органы - обслуживать этих клиентов. Единый стандарт - своего рода свод процедур и услуг, которые наша служба предоставляет налогоплательщикам. Цель принятия этого документа - совершенствование работы налоговых органов на местах.
- Светлана Ивановна, как Вы считаете, станет ли Единый стандарт помощником для налогоплательщиков?
- Да, я с уверенностью могу сказать, что Единый стандарт станет помощником для налогоплательщиков. С его появлением им не нужно будет рыться в огромном количестве бумаг, чтобы узнать о сроках получения той или иной информации.
В стандарте объединена информация о сроках проведения различных процедур, связанных с налоговым администрированием, регулирующей взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками, связанных с регистрацией налогоплательщиков, контрольно-кассовой техники и объектов игорного бизнеса, приемом налоговых деклараций и других документов.
В нем определены сроки и формы выполнения каждой процедуры. Кроме того, в Стандарте систематизированы документы, которые налоговый орган обязан выдавать налогоплательщику в конкретной ситуации. Всего в документе определено 78 услуг, и все они бесплатные. По сути, Единый стандарт дает возможность упорядочить взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов и делает правила игры для первых более понятными, а для вторых - обязательными.
В нем определены сроки и формы выполнения каждой процедуры. Кроме того, в Стандарте систематизированы документы, которые налоговый орган обязан выдавать налогоплательщику в конкретной ситуации. Всего в документе определено 78 услуг, и все они бесплатные. По сути, Единый стандарт дает возможность упорядочить взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов и делает правила игры для первых более понятными, а для вторых - обязательными.
Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков составлен в виде таблицы, в пяти колонках которых отражены: порядковый номер, сама услуга или процедура, их срок реализации, форма предоставления услуги или процедуры, законодательные и иные нормативные акты, т.е. основание предоставления этих услуг.
Единый стандарт состоит из 6 разделов:
1. Оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков.
2. Оказание услуг по сдаче деклараций и других документов, представлению информации о деятельности и доходах граждан;
3. Информирование по вопросам расчетов с бюджетом;
4. По регистрации ККТ;
5. Оказание услуг по выдаче разрешений, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса;
6. Оказание информационных услуг по всем направлениям деятельности налоговиков.
- Предусматривает ли Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков предельное время ожидания в очереди при получении той или иной услуги и как часто налогоплательщикам приходится стоять в очередях в инспекции?
- Стандарт регламентирует предельное время ожидания в очереди при предоставлении услуги налогоплательщику. Оно должно составлять не более 30 минут, а при «пиковых» нагрузках не более часа.
Большой поток налогоплательщиков в инспекции образуется только при квартальных сроках сдачи отчетности. Но мы стараемся построить работу так, чтобы не было очередей, всегда идем навстречу налогоплательщикам - в этот период стараемся принимать посетителей и в вечернее время, и в выходные дни, больше специалистов занимается обслуживанием. Практикуется прием налоговой отчетности и в местах массовой торговли (на рынке). Также налогоплательщик может представлять отчетность и по предварительной записи, обратиться по телефону справочной службы и ему будет назначено время приема и специалист. В 2006 году планируем обслуживать по приему отчетности основных налогоплательщиков, крупных предпринимателей города Алатырь и Алатырского района по доведенному графику с установлением конкретного времени, даты и кабинета. Хотя мы не раз писали, что живем в век электроники, необходимо переходить на более прогрессивные методы работы, используя телекоммуникационные каналы связи для обмена информацией и сдачи отчетности.
- Но налогоплательщик, как правило, исполняет свои служебные обязанности, а простые граждане будут отстаивать очереди вместе со всеми, кто сдает налоговую отчетность?
- К нам обращаются много людей по вопросам разъяснения исчисления и уплаты местных налогов. Особенно это бывает после получения налоговых уведомлений гражданами в период проведения налогового учета. Мы стараемся незамедлительно разрешить все возникающие вопросы. Также к нам обращаются граждане по присвоению идентификационного номера, внесению отметки об ИНН в паспорт гражданина РФ и т. д. Допустим, присвоить ИНН гражданину или сделать отметку об ИНН в паспорте мы можем в присутствии налогоплательщика в день его обращения. При этом просьба к гражданам обращать внимание на указатели, имеющиеся в инспекции на информационных стендах. Кроме того, по актуальным вопросам для физических лиц подготовлен специальный информационный стенд, где можно самостоятельно получить всю необходимую информацию.
- Светлана Ивановна, а вот если ваш работник не предоставил в срок ту или иную услугу по Единому стандарту?
- Согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» мы являемся гражданскими служащими. В соответствии со статьей 15 вышеназванного закона гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
В заключение хочу сказать, что подробно ознакомиться с Единым стандартом налогоплательщики могут в налоговой инспекции или на Интернет-сайте Управления ФНС России по Чувашской Республике.
"Алатырские Вести"