Знаем и помним
В архиве школьного музея села Иваньково-Ленино бережно хранится материал о погибшем на фронте Александре Ивановиче Гусеве. В нашей памяти живы строки писем о нем, написанные командиром артиллерийской противотанковой батареи 4-го гвардейского стрелкового полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии, 17-го корпуса, 13-й Армии Центрального фронта, майором в отставке, инвалидом первой группы журналистом Николаем Андреевичем Демахиным. Об этом же факте он написал статью «Комбат» в журнале «Огонек» № 16 в апреле 1979 года. Вот что мы узнали из первого письма из Вильнюса, где проживал Н.А. Демахин в мае 1978 года: «Уважаемый Иван Кузьмич и Анастасия Егоровна, здравствуйте! Прошу прощения, что я ворвался в вашу тихую семью и вам, людям преклонного возраста, нелегко будет читать это письмо.
Прошло 35 лет, как я простился с вашим сыном, Александром Ивановичем Гусевым, и все это время я помню о Саше, как о хорошем друге и товарище! Я долгое время искал вас, чтобы сообщить вам о Саше, о его боевых делах и о его смерти. И лишь после моей повести о Курской дуге, где Саша Гусев проходит как герой Курской битвы, я получил ваш адрес. И вот решил написать вам, что вы вырастили хорошего, смелого сына нашей Родины! Честь и хвала вам, дорогие родители Саши Гусева!
Я бывший командир вашего сына Саши Гусева. Он был командиром огневого взвода противотанковых орудий 4-го гвардейского стрелкового полка, 6-й гвардейской дивизии 17-го корпуса, 13 армии Центрального фронта на Курской дуге.
Мы занимали оборону на высоте 254,2 между дер. Ржавец и деревней Снова и Бетюг. Бой начался утром на рассвете 5 июля. Моя батарея дралась с немецкими танками насмерть, мы дали клятву «Стоять на смерть!». Мы ее сдержали. Хотя батарея почти погибла, но врага мы не пропустили. После боя мы вышли на окраину деревень Снова и Бетюг. Это около станции Поныри Курской области. Орудия поставили на опушке леса, а сами зашли в немецкий блиндаж— землянку. Я сидел в землянке. Со мной были группарторг Женя Фролов и ординарец Миша Русаков. А Саша сел на сходах в землянку, лучи солнца били ему прямо в спину, он сидел без пилотки, воротничок гимнастерки расстегнут. Мы курили и смеялись. Вдруг артналет немцев. Один снаряд разорвался рядом с Сашей и ему угодил осколок в затылок, прошел под правым ухом через горло. Мы занесли его в землянку, но он был уже мертв. Убило его в 12 часов дня, а похоронили мы его после заката солнца 16 июля 1943 года на окраине деревни Снова, у опушки рощи. Сделали три выстрела из орудий в сторону врага. Саша был лейтенантом. В боях на Курской дуге его взвод из орудий уничтожил 4 немецких танка, 3 бронетранспортера и до 30 немцев. За боевые дела он был награжден Орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». Уважаемые Иван Кузьмич и Анастасия Егоровна. Прошу вас, сходите в ту школу, где учился Саша, и поговорите с директором, чтобы они вывесили портрет Саши с описанием его биографии и боевых действий на фронте. Пускай учащиеся берут пример мужества и героизма, каким был ваш сын Гусев Саша.
С уважением к вам Николай Андреевич Демахин».
Мужество Александра Гусева не осталось бесследным. В коридоре школы висит портрет памяти Саши Чебудасова, геройски погибшего при исполнении интернационального долга в Республике Чечня. Не оскудела земля Алатырская героями.
"Алатырские Вести"