Добрый ангел мой
В далеком 1934 году в селе Сурский Майдан в семье Улитиных родилась девочка и дали ей простое по тем временам имя - Клава. Да и отчество было ему подстать - Прокопьевна. Улитина Клавдия Прокопьевна, но это будет потом. А пока просто Клава.
Родилась бабушка в большой семье. По ее рассказам, тридцатые годы были трудные. Семья была большая, но дружная и трудолюбивая. Все занимались своими делами, без дела никто не сидел. Но несмотря на это, было и голодно, и одежды было мало. Бабушка зачастую поднашивала одежду своих старших сестер.
Шли годы, девочка подрастала. Пошла в школу. В школе училась хорошо. У бабушки хорошая память - она до сих пор помнит стихотворения, которые учила в школе, и очень часто мне их рассказывает. Но несмотря на хорошую учебу, каждую субботу её оставляли дома. Она помогала своей маме убирать в доме, топить баню.
Затем была война. Отца, старшего брата и сестру призвали на фронт. Стало еще труднее. Зачастую нечего было есть. Ели все, что придется: траву, почки, кору. Бабушка рассказывает, что обычного хлеба без примеси лебеды, картошки или еще чего-нибудь они не пробовали месяцами. Бабушка, милая моя бабушка. Как много пришлось ей пережить!
Нам, привыкшим к конфетам и различным сладостям, трудно поверить. Но бабушка рассказывает, что в школе на Новый год каждому ученику в качестве новогоднего подарка наливали стакан киселя и давали маленькую булочку хлеба. Как они были этому рады! Бабушка говорит, что такого вкусного киселя и хлеба она никогда больше и не ела!
И вот кончилась война. Вернулись с фронта отец, раненый брат, вернулась сестра. Но жить легче не стало. И бабушка еще девочкой (выглядела она старше своего возраста) по документам своей старшей сестры уехала на торфоразработки. Это был тяжелый труд даже для взрослых, что уж говорить о девочке, но бабушка справилась и с этим. Подзаработав немного денег, купила себе модное по тем временам платье и в нем сфотографировалась. Я видела эту фотографию, она висит в доме на стене. С фотографии смотрит на нас молодая красивая девушка в красивом платье. Бабушка и сейчас с улыбкой вспоминает, как ходила в нем на праздники, на встречи молодежи, которые они называли посиделками. Вспоминает, как проводили вечера с песнями и плясками. Бабушка была молодой и жизнерадостной. Любила плясать. А сколько она знала песен и как их пела!
Бабушка с дедушкой живут в небольшом доме. Дом небольшой, но сколько в нем тепла и уюта. В доме всегда пахнет бабушкиными щами, свежим хлебом, пирогами. И никакими-нибудь, а из русской печки с румяной корочкой. И те же обычные щи у неё получаются какие-то необычно вкусные. Заходишь в дом, и даже если сыт, от этих запахов текут слюнки. Тут от бабушкиного угощения отказаться невозможно. А какая у неё выходит картошка! Она румяная, с золотистой корочкой, сдобренная маслом, да с салатом. Это просто чудо! А какие булочки! Какое холодное, пряники, халва, компоты, варенье! Рассказать об этом просто невозможно. Уйти от бабушки, не попробовав хоть что-то из её угощений, нельзя. Зайдёшь к ней в дом, и тут же она начинает хлопотать у стола . Накрывает на стол и кажется, что это не стол, а скатерть-самобранка. Откуда-то появляются всякие яства, да такие, что оторваться невозможно. А когда пойдёшь домой, бабушка всегда что-то вкусное сунет в карманы, в сумки, в пакеты.
А сколько она знает стихов! Сколько песен! Кажется, что они у неё есть на все случаи жизни. Моя бабушка - славная рукодельница. Зимой она из овечьей шерсти прядет нитки, сматывает их в клубки и вяжет нам всякие теплые вещи.
Летом у бабушки много дел в огороде. Мы приходим ей помогать обрабатывать картошку. Весной сажаем, осенью копаем.
У бабушки осталось много игрушек. И когда я была маленькой, то приходила и играла ими. Бабушка брала меня на колени и пела песни, читала стихи из книги.
Помню, когда я была совсем маленькой - заиграешься, ударишься о что-то и расплачешься от боли. Бежишь к бабушке. Она прижмет меня к себе, гладит по ушибленному месту своими натруженными руками, а они такие теплые и нежные. При этом бабушка шепчет: «У сороки заболи, а у Даши заживи». И вдруг становится как-то спокойно, боль куда-то уходит, слезы высыхают сами собой.
Бабушка, бабушка, как я тебя люблю! Говорят, когда-то бабушек называли старой мамой. Моя бабушка для нас с братом и есть старая мама. И мы ее очень и очень любим.
"Алатырские Вести"