Алатырский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр муниципаллă округĕ

Бюджет поселений - на местные нужды

Местная власть - в ожидании перемен: с 1 января 2006 года вступает в полную силу Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Изменения затронут и структуру власти, и систему финансирования.
Что конкретно даст реформа простым людям? Об этом - беседа с главой администрации Алатырского района А. Блашенковым.
-  А почему от предстоящей реформы сразу нужно ждать каких-то материальных благ? Она лишь создает условия для этого, - говорит Алексей Иванович. - Чтобы у местной власти появились возможности для достойной оплаты людям и дополнительные финансовые источники на дороги, связь, ЖКХ и так далее.
- Общие принципы и направления реформы известны. Насколько они подходят для вашего района с неблагополучной демографией и не очень здоровой сельской экономикой?
- Реформа уже идет. Сейчас готовимся к предстоящим в следующем году выборам главы района и глав местных поселений, которые назначались им из нескольких предложенных жителями кандидатур. Безусловно, не всем нравился мой выбор. Но в последние три года ни одного из назначенных глав не пришлось менять, все они неплохо справляются с делом. Хотя предыдущий «корпус» был обновлен почти наполовину.
К чему речь веду? Мое мнение, конечно, не бесспорное, но я - за назначение сельских «лидеров». Пусть не главой, а депутатами районного Собрания.
- В вашем районе проживает более 20 тысяч человек, и вы вряд ли хорошо знаете хотя бы половину из них. А в селе каждый на виду, вот пусть люди и выберут достойного.  А глава - фигура прежде всего политическая.
- Согласен, эту миссию глава не вправе с себя снять. Но, поверьте, у района столько острых экономических и социальных проблем, что на политику иной раз времени не остается. А борьба за пост руководителя поселения может развернуться нешуточная. Некоторых, не очень добропорядочных, не исключено, привлечет прежде всего самостоятельный, более денежный, чем раньше, местный бюджет, возможность распоряжаться им. Попробуй потом избавиться от такого. Меня, мол, народ избрал... Вот и будет до истечения срока полномочий мучить людей.
- Как, кстати, будет формироваться и на что использоваться поселенческий бюджет?
- Формироваться будет частично за счет дотаций (район в целом на 80 процентов дотационный). Но появятся и свои источники. Это доходы от налогов на землю, имущество, от сдачи его в аренду - все они должны оставаться в местном бюджете. И администрация больше станет интересоваться, как работают фермеры, предприятия. Вот в поселке Киря есть крупный лесокомбинат. От него, по моим расчетам, в местной казне ожидается не менее 70 процентов доходов. Конечно, в более выгодном положении окажутся поселения, где есть вот такие финансовые источники. Местные средства будут направляться на ремонт дорог, электроснабжение, газификацию, а также на содержание школ, детсадов, благоустройство территорий.
- Насколько сложна в районе демографическая ситуация?
- Радоваться нечему - население сокращается, в основном за счет естественной убыли. За девять месяцев этого года родилось 112 младенцев, а умерло 340 человек. Отток взрослых, экономически активных сельчан не так сильно пугает. Если раньше их автобусами увозили по утрам в Алатырь на заводы, то сейчас в городе своих рабочих хватает. Мужикам у нас приходится буквально цепляться за землю, свое хозяйство. Больше стали строиться, заниматься предпринимательством. Коллективных сельхозпредприятий в районе практически не осталось. Они в основном  обанкротились, а имущество и землю передали частникам. Другие хозяйства и предприятия объединились в агрофирмы. Например, в «Алатырскую» вошли сельхозхимия, птицефабрика и местный откормсовхоз, в «Исток» - райпотребсоюз и миренский сельхозкооператив. В совсем развалившемся СХПК в Кувакине с участием завода «Чувашкабель» создали фирму «Молочное дело». Закупили племенных телок, и дела стали улучшаться. Новый хозяин появился и у местного мясокомбината.
- А я слышал, у вас плохо осваиваются бюджетные субсидии на поддержку малого предпринимательства.
- Так ведь и получить субсидии непросто, даже под гарантии администрации. Но их все же берут. В Минэкономразвития республики лежит несколько бизнес-проектов, их авторы хотят получить в лизинг лесоперерабатывающее оборудование и сельхозтехнику. А уж частных торговых точек в каждом селении не менее пяти.
- Ожидаются ли в связи с реформой какие-то изменения на карте района?
- В административно-территориальном делении я не вижу больших проблем. Вместо 21 сельской администрации у нас будет 16. В частности, в Миренское поселение войдет село Явлеи. Необходимости в большем укрупнении нет, расстояния между поселениями значительные - до 15 километров, а значит, школы, детские сады, клубы в них остаются. Правда, пришлось закрыть две школы по республиканской программе реструктуризации школьной сети. Ребятишек из Ичикс сейчас возят на автобусе в Кувакино. Закрыли школу в Бермайдане и Злобине, где было всего по одному-три ученика.
- Служащие администрации наверняка беспокоятся - не придется ли кому-то попасть под сокращение?
- Любая реорганизация, конечно, напрягает, в том числе и главу. Ведь по-новому у района будут как бы два руководителя - глава самоуправления и глава администрации. Подобное уже было - в начале 90-х годов, и возвращаться к этому, может, и не следовало бы. Тогда происходило как бы шатание власти, перетягивание одеяла каждым руководителем на себя, не произойдет ли такое и теперь? А распри отрицательно сказываются на делах.
- Чего же все-таки больше в реформе - плюсов или минусов?
- Думаю, так ставить вопрос нельзя. Все зависит от людей. Поживем - увидим. Любая реформа проверяется временем.
 


"Алатырские Вести"
30 ноября 2004
00:00
Поделиться