Алатырский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр муниципаллă округĕ

Муниципалитеты научать жить по средствам

 «СЧ» уже сообщала, что в Чебоксарах прошел выездной «круглый стол» по реформе местного самоуправления с участием членов профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы. Его вечернее заседание вели председатели комитетов Федерального Собрания Л.Рокецкий и В.Мокрый, а также спикер Госсовета ЧР М.Михайловский. Обсуждение экономических вопросов реформы началось с любопытной сценки. «Главы, пересядьте ближе к микрофонам, вам участвовать в дискуссии!» - обратилась к мэрам руководитель Администрации Президента ЧР Н.Володина. «Это вы кого так? Глав городов? - с улыбкой переспросил председатель комитета Совета Федерации Л.Рокецкий. - А я думал, без Президента они себя посвободнее будут чувствовать...»
Впрочем, опасения гостя не подтвердились. Наши руководители органов местного самоуправления активно включились в обсуждение докладов. И уже Л.Рокецкому пришлось тормошить свою команду: «Депутаты Госдумы, почему молчите?». «Да они сами еще не знают, как будет работать новый закон о местном самоуправлении»,  - послышалась чья-то реплика под смешки в зале. Вопросов действительно много. Но медлить больше нельзя, считает Л.Рокецкий. Можно было бы еще года два пожить по-старому, но тогда неизбежно придем к краху выстраданной с таким трудом местной власти.
Финансовая суть реформы - жить по средствам. То есть исключить не обеспеченные бюджетом социальные обязательства, оставить лишь те, на которые средства есть. Если весь бюджет России - 2,2 трлн. рублей, то федеральных мандатов набирается на 6 трлн. рублей. Поэтому новый закон предусматривает перераспределение обязательств между федерацией, регионами и муниципалитетами. Так, уже с будущего года муниципалы больше не занимаются обеспечением зарплат учителям, расходами на военный призыв, содержанием органов загса. Социальная поддержка ветеранов и инвалидов переносится на федеральный уровень. С другой стороны, с 1 января 2006 года, когда закон заработает в полную силу, обязательства своего уровня - содержание школ, больниц, библиотек, жилищное и дорожное строительство и т.д. - муниципалитеты будут обеспечивать за счет собственных бюджетов. Причем это касается и поселений с числом жителей в 1-3 тысячи человек.
«Важно понять, что от реформы денег не прибавится, - прокомментировал Л.Рокецкий. - Наша задача - те средства, что есть, разумно «расщепить».
Делиться, как известно, никто не любит. О том, с какими сложностями распределялась налоговая база между разными уровнями власти, рассказала советник аппарата думского комитета по вопросам  местного самоуправления Л.Пронина. В итоге поселениям полностью отойдут налог на имущество физических лиц и земельный налог. Подоходный налог «расщепляется» с выделением своей части и муниципалитетам, и поселениям. Но даже эти меры не позволят местной власти самой решать все проблемы. Поэтому финансовая помощь из вышестоящих бюджетов останется - в среднем по России в пределах 30 проц. от расходов муниципалитетов. «Не нужно этого бояться, но надо будет развивать собственную налоговую базу», - сказала Л.Пронина. Финансовая помощь на выравнивание бюджетных нормативов станет считаться «собственным доходом» местного самоуправления. Это позволит активнее использовать займы, самим управлять дефицитом бюджета. Советник призвала «не увлекаться отрицательными трансфертами», то есть не стремиться отнимать у муниципалитетов в чью-то пользу доходы сверх норматива бюджетной обеспеченности.
Если суждения москвичей касались в основном общих положений, то представители чувашской стороны говорили о конкретном. Мэр Шумерли В.Садырга приводил примеры, где муниципалитеты теряют. Например, вместо городских предприятий появляются ГУПы, находящиеся в государственной, а не муниципальной собственности. Соответственно и налоги платят в другой карман. Или взять проблему ветхого жилья - в свое время город принял на свой баланс дома со 100-процентным износом, в которых живет тысяча шумерлинских семей. При всем желании с их переселением в новое жилье - а квартиры малоимущим должны предоставлять именно муниципалитеты - город самостоятельно не справится. В.Садырга поддержал мнение Л.Рокецкого, что подоходный налог, третий по величине собираемых сумм, должен полностью оставаться на местах. Тогда и у населения появится интерес - люди будут знать, что их платежи остаются в родном городе, поселке, а не уходят неизвестно куда.
Глава Вурнарского района А.Кузьмин привел такую «бухгалтерию». Собственные доходы района - 33 млн.рублей. Все поселковые администрации набирают едва 2 млн. Откуда же они деньги возьмут? Глава самоуправления Алатыря О.Егунков предложил законом обязать предприятия, находящиеся на территории муниципалитета, платить налоги в его бюджет. А то бывшие городские заводы стали филиалами иногородних, даже московских, и пополняют чью-то казну... Глава Шумерлинского района В.Мурашкин поинтересовался: как быть, если столица городского округа - Шумерля - совпадает с райцентром.
В городе находятся многочисленные районные объекты, в том числе само здание райадминистрации. Кому они станут принадлежать в дальнейшем? Гости успокоили: закон позволяет разместить «столицу» района в пределах другого муниципального образования, и собственности за это никто «лишать» не будет.
Подводя итоги, Л.Рокецкий подчеркнул, что цель изменений - без принижения государственной власти повысить роль местного самоуправления. Ведь в Чувашии вместо нынешних 26 муниципалитетов появятся все 200. И важно, чтобы этот процесс поддержало все население - «людям надоело попрошайничать, они сами хотят решать собственные проблемы». Впрочем, заметил сенатор, «есть основания считать, что республика к этому уже готова».
На пресс-конференции Л.Рокецкий подтвердил свой тезис: «Согласно Конституции есть три вида власти: федеральная, региональная и местная. Хотя местная власть является самостоятельной, ею подчас хотят «командовать». Но командовать должны только налогоплательщики, те, кто ее содержит. И мы сейчас должны преодолеть иждивенчество, воспитать вначале хозяина дома, семьи, своей улицы, потом - района и города». Реформа призвана «поставить все на свои места». Сейчас, скажем, паспортистки в ЖЭКах содержатся на деньги муниципалитета. Почему тогда военкомат обязывает их воинским учетом заниматься? Почему мы за свои деньги содержим людей, работающих на Минобороны?»
Государственные обязательства местной власти могут делегироваться (к вопросам обороны, само собой, это не относится) лишь при условии их денежного обеспечения. И тогда ни о каком «банкротстве муниципалитетов» речи не зайдет. Как губернатор Тюменской области Л.Рокецкий «сам 5 лет жил с таким местным самоуправлением, что мы сейчас пропагандируем». По мнению сенатора, пора перестать обсуждать закон лишь на властном уровне, надо активно подключать к этому простых граждан. Только тогда от реформы будет толк.


"Алатырские Вести"
01 июня 2004
00:00
Поделиться