Местное самоуправление - от иждивенчества к активности
В Чебоксарах обсуждались практические проблемы российской реформы местного самоуправления, которая стартует 1 января 2006 года. На «круглый стол» по теме «Практика реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прибыли команды Государственной Думы и Совета Федерации во главе с председателями профильных комитетов.
Деловой тон разговору задал Президент республики Николай Федоров, заметивший, что работа должна проходить в режиме полемики: «Нам не нужны лозунги и большие политические речи». Главный интерес - в конкретной реализации федеральных задумок. Президент отметил, что руководители профильных комитетов нуждаются в практических предложениях для возможной корректировки некоторых положений закона, который принят 6 октября прошлого года. Чтобы не наломать дров. Анализ и прогноз - вот на чем должен строиться диалог.
Николай Федоров тепло отозвался о гостях. Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий - в прошлом губернатор Тюменской области, известный своей увлеченностью местным самоуправлением и неформальным вниманием к жизни чувашской диаспоры. Владимир Мокрый, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления - из Самарской области, является, как заметил Николай Федоров, очень компетентным специалистом в этой сфере.
Владимир Мокрый подчеркнул, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет собой сложный и новый законодательный акт. Об этом говорит тот факт, что его реализация повлечет за собой изменения более чем 150 законов федерального уровня. Безусловно, корректировать придется и региональное законодательство. Но вместе с тем он сказал: «Назад дороги не будет. Отмены этого закона не случится. Мы сделали серьезный политический шаг».
Эту же мысль продолжил Леонид Рокецкий, сказав, что многие в России еще надеются на то, что ничего в сфере местного самоуправления не произойдет. Такие надежды тщетны. Сегодняшняя райкомовская модель организации местной власти тормозит любую инициативу людей. В итоге власть весьма отдалена от них. При этом, правда, Л.Рокецкий дипломатично оговорился: «Но у вас, наверное, не так». А вообще, закон должен дать ростки достоинства гражданина, подчеркнул он.
О нормах закона и аспектах, связанных с их практической реализацией, подробно рассказала советник Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Лилия Мускеева. Она пояснила, что представленный в Госдуму Президентом России проект закона, в котором говорится о возможности одномоментного совмещения выборов различных уровней за счет продления или сокращения полномочий местных глав и депутатов, Комитет Госдумы поддерживает. Это ведет и к экономии финансов, и не вызовет у избирателей усталости от слишком частых избирательных кампаний. Так что теоретически выборы глав местных самоуправлений у нас могут пройти не в январе следующего года.
Советник также сообщила, что в проекте постановления правительства России Чувашия входит в группу регионов с высокой плотностью населения. Если подходить формально, это означает, что на территории республики будут образованы сельские поселения исходя из численности 3 тысячи жителей и свыше. Что, мягко говоря, не очень нравится республиканской рабочей группе по реформированию местного самоуправления. Эти опасения высказал член Совета по вопросам местного самоуправления при Президенте ЧР, глава самоуправления Ядринского района Евгений Яранский. Он сказал, что вариант с критерием в 3 тысячи человек для республики неприемлем. И проиллюстрировал это двумя примерами. На территории Красноармейского района с населением 19 тысяч жителей будет в этом случае 3 муниципальных образования соответственно с 37, 19 и 33 населенными пунктами. В более крупном Ядринском районе окажется 8 муниципальных образований, в которые войдут от 10 до 24 деревень. Это существенно скажется на управляемости территорий, отметил Е.Яранский. И от деревни до вновь образованного «центра» в Ядринском районе в иных случаях будет 15 километров по прямой. А ведь это без учета рельефа местности. Как заметил глава Красноармейского района С.Николаев, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». То есть власть не будет доступной. Такую озабоченность раздлелил и глава Порецкого района В.Седойкин.
Впрочем оказалось, что не все так печально. Член Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Андрей Броницын отметил, что в законе есть лазейка для варьирования численностью. Л.Рокецкий также успокоил глав, пояснив, что закон позволяет «районировать» республику по плотности населения. Тогда где-то будет критерий 3 тысячи, а где-то тысяча и даже меньше.
Однако все в мире относительно, в том числе и этот критерий. Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Виктор Косоуров рассказал об опыте Новосибирской области, где давно введен поселенческий принцип организации местной власти - там успешно функционируют 460 поселений. Самостоятельность, в том числе бюджетная, развязала инициативу людей, иждивенческие настроения сменились активностью. Изменилась и психология глав, у которых загорелись глаза и появился вкус к самостоятельной работе.
Владимир Мокрый подтвердил эту мысль, подчеркнув, что главная цель реформы местного самоуправления - повысить социальную активность граждан, убедить их, что за условия жизни, по большому счету, отвечают не президенты Чувашии и России, а сам человек. Он дал понять, что обилие муниципальных образований (или, говоря понятнее, сельсоветов) имеет свои минусы. Во-первых, теряется управляемость территории. Во-вторых, пострадает бюджет региона, ведь в каждом муниципальном образовании будут свои главы, депутаты, которым требуется и денежное содержание, и помещения. А это дополнительные расходы.
Весьма жестко председатель комитета Госдумы высказался против нынешнего совмещения в одном лице главы самоуправления и главы администрации. Мол, в одном кабинете мэр разрабатывает проект бюджета, затем переходит в другой кабинет и утверждает его вместе с депутатами. Но это, чаще всего, формальность - попробуй откажи главе. Затем возвращается в первый кабинет и исполняет бюджет, зачастую с нарушениями. Поэтому сегодня местное самоуправление более похоже на некое отделение государственной власти. К примеру, саратовский губернатор Д.Аяцков назначал глав районов. Поэтому В.Мокрый считает нормальной модель, когда глава самоуправления избран народом, а глава администрации - наемный менеджер. Такой опыт есть в Канаде, и проблем там не возникает. Подытоживая дискуссию, глава Чувашии Николай Федоров подчеркнул, что после столетнего периода местное самоуправление должно стать фундаментальной силой живого творчества масс. Если удастся заставить работать федеральный закон, то получится эффективный рычаг оздоровления нации. Президент убежден, что нормальное местное самоуправление позволит изменить менталитет людей, психология иждивенчества сменится активностью. Поэтому он высказался за насаждение местного самоуправления, за то, чтобы эту концепцию приняло все общество. А сегодня главная задача - минимизировать издержки, усиливать методическую работу, на что направлен и этот «круглый стол».
"Алатырские Вести"