Алатырский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр муниципаллă округĕ

Поселок Первомайский вчера и сегодня

История п.Первомайский всегда была связана с лесохозяйственной деятельностью. В книге, подготовленной к 200-летию создания лесного департамента России и образования лесного хозяйства Чувашии “Лесное хозяйство Чувашии 1798-1998 гг.”, документально отражены основные события и факты, воссозданы страницы развития лесного хозяйства нашего родного края за два столетия. В этой книге мы обнаруживаем, что еще в начале того столетия лесопромышленники России вынашивали планы освоения лесных богатств нашего края. Так, например, 10 сентября 1909 года Правление Общества Московско-Казанской железной дороги и Главное управление уделов заключили между собой договор, согласно которому Правление общества приняло на себя функцию покупателя, а Главное управление уделов продавца леса в лесных дачах Казанского удельного округа, в имениях: 5-м Сурском, 6-м Ибресинском, 8-м Алатырском, 10-м Шемуршинском, 18-м Айбесинском и 19-м Атратском. С целью эксплуатации отдаленных от магистральной линии Московско-Казанской железной дороги лесосек, удобства и более дешевой вывозки лесных материалов, Обществу предоставлялось право на все время действия настоящего договора возводить ширококолейные подъездные пути в пределах удельных лесных дач, имений и узкоколейные паровые, железно-конные и конные пути бесплатно - за счет казны. Уважаемые читатели думают, наверное, какое отношение имеет этот договор к Первомайску, а речь идет о строительстве Люльско-Сурской ширококолейной дороги, которая соединяет поселки Алтышево и Первомайский. Договор подписали и, возможно, забыли бы, но тут началась 1-я мировая война, и фронту потребовалось много строительного леса, да и оружейные приклады, лыжи, конные повозки, сани тоже из древесины делают. И вот 4 апреля 1916 года Казанский удельный округ Министерства Императорского двора и уделов в предписании управляющему 8 Алатырским удельным имением коллежскому советнику Н.А. Кандельштедт разрешил допустить Правление Общества Московско-Казанской железной дороги к рубке леса на всей восемнадцатисаженной полосе в Люльско-Сурской даче для постройки ширококолейной ветки, согласно пункту 11 договора от 10 сентября 1909 года. 16 июля 1916 года Алатырским уездным инструктором лесов Н.Л.Беляевым и лесничим Алатырского лесничества Ф.А.Шишкиным был произведен осмотр 372-382/404-413 квартальных просек Люльско-Сурской дачи, в результате которого оказалось, что “все вышеназванные квартальные просеки Правлением Общества Московско-Казанской железной дороги разрублены до 18-саженной ширины на предмет постройки ширококолейной железнодорожной ветки”. 26 августа 1916 года землемеру Моргунову было поручено отвести Правлению Общества Московско-Казанской железной дороги для постройки лесопильного завода и устройства склада лесных материалов 15 десятин лесной площади в 406 и 407 кварталах Люльско-Сурской дачи. А в этом же году начали строить путь, который строили в течение 5 лет и закончили в 1921 году на отметке 23 пог.м, хотя по первоначальному замыслу эта ветка должна была быть проложена до Шемурши. 19 апреля 1918 года в Симбирске состоялось заседание коллегии земледелия, на котором был обсужден доклад Комиссии по административному делению лесов губерний “Об административном делении на лесничества Алатырского и Ардатовского уездов”. Коллегия утвердила проект деления Алатырского уезда на 6 лесничеств: Алатырское, Атратское, Безднинское, Кирское, Люльское, Порецкое - и приняла решение провести изменения границ Ибресинского и Муратовского лесничеств, а Айбесинское лесничество нашего лесхоза передано в состав Буинского уезда. На следующий год этим лесничествам исполнится 85 лет, в частности, лесничим Айбесинского лесничества в то время работал П.А. Шестоперов, а площадь лесничества составляла 29697,16 десятин. Время шло, а Люльско-Сурская железная дорога простаивала, хотя на 8-м, 13-м и 15-м километрах этой ветки, по воспоминаниям старожилов, работали лесозаводы. Об этом имеется запись в книге, что 5 августа 1929 года СНК Чувашской АССР рассмотрел вопрос “О реорганизации лесного хозяйства в ЧАССР”, где было вынесено решение возбудить ходатайство перед экономическим совещанием РСФСР о безвозмездной передаче Чувашлестресту находящихся на территории ЧАССР предприятий Народного Комиссариата Путей сообщения: Мыслецкого и Люльско-Сурского лесозаводов и трех лесовозных железнодорожных веток. В техническом паспорте Люльско-Сурской железнодорожной ветки за 1940 год есть такие данные: за 1938 год отгружено 4622 вагона леса и пиломатериалов, за 1939 год отгружено 4724 вагона, а на 1940 год план по отгрузке доведен 5000 вагонов разной лесной продукции. Это 13-14 вагонов в день или 800 куб.м в сутки. Для этого ежедневно надо заготавливать и вывозить более 1000 куб.м сортиментов. В 1955 году в поселке был утвержден Первомайский поселковый Совет, до этого наш поселок входил в состав Новоайбесинского сельского Совета. Первым председателем сельского Совета был А.И.Елховский. 27 декабря 1963 года приказом начальника Главного управления лесного хозяйства и охраны леса при Совете Министров РСФСР организован Первомайский учебно-опытный леспромхоз на базе учебно-опытного лесхоза с объемом вывозки 70 тысяч куб.м в год и в его составе Октябрьское лесничество, а также леспромхозу передано Айбесинское лесничество с площадью 12083 га и часть Безднинского лесничества 597 га Алатырского леспромхоза. 20 января 1964 года директором учебно-опытного леспромхоза назначен Виталий Николаевич Лысов, главным лесничим Иван Андреевич Яруткин, главным инженером Александр Андреевич Рожков. На учебно-опытный леспромхоз возложено проведение всего комплекса лесохозяйственных, лесовосстановительных, лесозаготовительных работ, а также охрана леса, общая площадь лес-промхоза составляла 18144 гектара. 26 января 1965 года приказом Чувашского Управления лесного хозяйства и охраны леса в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 696 от 5 июня 1964 года и приказом по Главному Управлению лесного хозяйства и охраны леса при Совете Министров РСФСР № 23 от 22 января 1965 года организован Первомайский лесокомбинат на базе учебно-опытного леспромхоза и ликви-дированного в 1964 году предприятия п/я ЮЛ 34/1. 4 января 1978 года приказом Министерства лесного хозяйства ЧАССР произведено соединение Алатырского и Первомайского лесокомбинатов, и в течение 12 лет работали совместно с Алтышевом, по словам старожилов, это было неразумное решение. Жизнь доказала, что чем меньше коллектив, тем он управляем и работоспособен и устойчив в финансовом отношении. И вот приказом Минлесхоза РСФСР от 25 июля 1990 года № 89 организован Первомайский лесокомбинат общей площадью 36,8 тыс.га. 5 мая 1994 года приказом Комитета по лесному хозяйству организован Первомайский лесхоз. В настоящее время оба предприятия работают стабильно. В поселке имеются средняя школа, где обучаются 135 детей, детский сад на 30 детей, участковая больница на 25 койкомест, сельский Дом культуры, Дом ветеранов, территориальный пункт милиции, пункт скорой помощи, ветеринарный пункт, почта, столовая, пять торговых магазинов и ларьков. Население в поселке около 1 тысячи человек, хозяйств 420, проживают русские, чуваши, татары, мордва, украинцы, марийцы и другие. Наша молодежь участвует во всех проводимых в районе соревнованиях и занимает призовые места. Так, 28 сентября 2002 года на закрытии летнего спортивного сезона, посвященного 75-летию Алатырского района, наши ребята заняли второе место. Для тренировок и развития у нас всегда можно прийти в спортивный зал школы или в сельский Дом культуры, где также имеется атлетический зал и теннисный стол.
Газета "Алатырские вести"


26 ноября 2002
00:00
Поделиться