Развитие экономики – залог повышения нашего благосостояния
ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – МИНИСТРОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ М.И.ИЛЛАРИОНОВОЙ
- Марина Ивановна, как можно оценить покупательскую возможность населения Чувашии? Растет ли доход людей, и соразмерен ли он с ростом цен?
- Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на покупательскую способность населения, является уровень доходов. В Чувашской Республике, начиная с 2000 года, отмечается увеличение реальных денежных доходов граждан. Этому способствовал ряд позитивных тенденций: рост производства в большинстве отраслей экономики, сокращение задолженностей по различным выплатам населению, индексация пенсий, реализация ряда социальных программ в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты.
В первом полугодии 2002 года в республике также наблюдалась положительная динамика денежных доходов населения. Среднедушевые доходы населения за январь-июнь 2002 года увеличились в действующих ценах на 34,5%, средняя номинальная заработная плата составила 2205,6 рубля, а рост в действующих ценах составил 45,1%, потребительские же цены увеличились на 19%. Таким образом, реальные располагаемые денежные доходы населения повысились на 11,2 % (по России - на 7,9%), реальная заработная плата - на 22,7% (по России - на 18,6%). Рост доходов населения вызвал и рост общего объема оборота розничной торговли в I полугодии 2002 года на 8,7 процента.
Следует отметить, что Чувашская Республика имеет одну из самых дешевых потребительских корзин по сравнению с другими регионами. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения во II квартале 2002 года составила 1550 рублей и возросла за квартал на 10,2%, в то время как стоимость минимального набора основных продуктов питания увеличилась на 2,9 процента. Для сравнения можно отметить, что в соседних республиках во II квартале т.г. прожиточный минимум сложился выше: в Республике Татарстан 1554 рубля, Республике Мордовия 1587 рублей, Ульяновской области 1607 рублей. По итогам I полугодия покупательная способность населения Чувашской Республики выше, например, чем в Республике Марий Эл.
- Что делается Правительством Чувашской Республики в плане регулирования цен и тарифов?
- Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения (ППТН), товары народного потребления и услуги осуществляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечни ППТН, товаров народного потребления и услуг, цены на которые регулируются государством, утверждены постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 октября 2000 г. № 193 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлен перечень ППТН, товаров народного потребления и услуг, регулирование цен (тарифов) на которые осуществляет Кабинет Министров Чувашской Республики. В частности, регулируются тарифы на электрическую энергию, услуги систем водоснабжения и канализации, цены на природный и сжиженный газ, твердые виды топлива, керосин, тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном, междугороднем сообщениях, лекарственные средства и изделия медицинского назначения и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 295 «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» определен порядок установления коэффициентов-соотношений уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье. Пунктом 5 названного постановления рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации применять, где это целесообразно, с учетом действующего законодательства, предельные коэффициенты-соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье.
Во исполнение данного решения Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 18 октября 2000 г. № 193 предоставил право установления коэффициентов - соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье Министерству экономики Чувашской Республики. Номенклатура продукции, на которую устанавливаются коэффициенты - соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье, определена распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 октября 2000 г. № 402-р. Так, коэффициенты - соотношения устанавливаются на следующую номенклатуру продукции: мука - зерно; хлеб и хлебобулочные изделия - мука - зерно.
Коэффициенты-соотношения должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям перерабатывающей отрасли промышленности и торгующим организациям возмещение издержек производства и получение прибыли для расширенного воспроизводства.
Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики устанавливаются предельные коэффициенты-соотношения в расчете на единицу готовой продукции в ассортименте по установленной номенклатуре в отдельности для каждого предприятия перерабатывающей отрасли промышленности, на хлеб и хлебобулочные изделия для предприятий, расположенных в районах и городах (кроме г. Чебоксары) - по укрупненному ассортименту.
В результате принятых мер средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочные изделия в основном удерживаются на уровне цен республик и областей, входящих в Приволжский федеральный округ.
Следует отметить, что в г. Чебоксары с апреля 2001 года по настоящее время розничные цены на хлеб и хлебобулочные изделия не повышались, т.е. остаются стабильными.
Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросах ценового регулирования имеют право регулировать цены и тарифы на продукцию (услуги), производимую (оказываемые) предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности. Кроме того, органы местного самоуправления согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» утверждают нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг и ставки (тарифы) на ЖКХ (кроме тарифов на электроэнергию и газ).
В соответствии с действующим законодательством Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики устанавливает тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые всеми предприятиями республики. За 8 месяцев 2002 г., после проверки и анализа представленной информации, приняты решения по установлению экономически обоснованных тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации для 52 предприятий и организаций. Все установленные тарифы скорректированы в сторону снижения. Так, в частности, Алатырское МУП «Водоканал» представило на утверждение тарифы на услуги водоснабжения в размере 5,84 руб. за 1 куб. м и на услугу канализации - 2,76 руб. за 1 куб. м. На основании проведенного анализа установлены тарифы, соответственно 3,20 руб. и 1,65 руб. за 1 куб. м. Экономическая эффективность от государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и канализации по республике составила за I полугодие 2002 г. - 26,6 млн. руб.
В республике контроль за соблюдением государственной дисциплины цен в пределах перечня ППТН, товаров народного потребления и услуг, осуществляется Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики, специалистами городских и районных администраций и другими контролирующими органами.
В соответствии с поручением Правительства республики и в целях изучения ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики проводит ежедневный мониторинг цен на ГСМ с информированием Правительства республики.
Принимаемые Правительством республики меры позволили стабилизировать ситуацию с ценами на рынке нефтепродуктов республики. Так, средняя цена на бензин марки А-76 у ОАО «Чувашнефтепродукт» за период с 10 июня по 25 августа т.г. снизилась с 7,60 руб. до 7,40 руб., дизельное топливо с 6,60 руб. до 6,40 руб. за 1 литр. Если на 17 июня т.г., по данным Госкомстата Чувашии, по Приволжскому федеральному округу цены на нефтепродукты по г. Чебоксары были одни из самых высоких, то на 25 августа т.г. цены на ГСМ по г. Чебоксары выровнялись с ценами центральных городов по Приволжскому федеральному округу.
- Повышение оплаты труда бюджетникам привело к тому, что в некоторых регионах России опять задерживают заработную плату учителям, врачам, работникам культуры. Чувашия не относится к их числу. Какие меры были и будут приняты для исключения подобных ситуаций?
- Действительно, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 г. № 262 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», с 1 декабря 2001 года заработная плата работников бюджетной сферы повышена в среднем в 1,89 раза.
Достаточные налоговые поступления в бюджеты всех уровней позволили нам нормализовать выплату заработной платы работникам бюджетной сферы республики еще в 2001 году, а реализация названного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики в январе-феврале 2002 года привела к повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы в 1,7 раза. Сократился и разрыв между уровнем оплаты труда в производственной сфере: с 20 до 1,7%.
Республиканским бюджетом Чувашской Республики на 2002 год средства для финансирования расходов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе врачам, учителям, работникам культуры, предусмотрены в полном объеме. Переход исполнения расходной части бюджета, в том числе связанной с выплатой заработной платы на казначейское, гарантирует строгое целевое использование выделенных средств.
Вместе с тем, проводимая Правительством Чувашской Республики политика построения межбюджетных отношений, как с федеральными, так и местными уровнями власти, позволит и в дальнейшем своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы.
- Марина Ивановна, какая, на Ваш взгляд, сейчас самая актуальная проблема в республике?
- Проблем в экономике достаточно. В Президентской программе основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года четко определены те проблемы социально-экономического развития Чувашии, на решение которых будут сконцентрированы усилия Правительства республики в ближайшей перспективе. Из всего комплекса проблем я бы выделила две ключевые. Первая проблема связана с достижением во многих отраслях и на предприятиях критического уровня износа основных фондов. Развиваться дальше на старой технической основе экономика не может. Поэтому в ближайшие годы предстоит добиться эффективного обновления производственных фондов, внедрения самых передовых технологий и оборудования, сделать нашу экономику динамично развивающейся и конкурентоспособной, привлечь на эти цели как можно больше инвестиций.
Решается проблема повышения эффективности государственной поддержки малого бизнеса. В Чувашии действуют 4 тыс. малых предприятий, с учетом индивидуальных предпринимателей в сфере малого предпринимательства занято свыше 90 тыс. человек, что явно недостаточно для обеспечения рациональной занятости населения. Весьма актуальной является эта проблема и для Алатыря и Алатырского района. Поставлена задача существенно ускорить темпы развития этого сектора экономики, содействовать повышению деловой активности населения, чему будет способствовать реализация республиканской программы государственной поддержки развития малого предпринимательства.
К числу важнейших можно отнести проблемы подъема сельского хозяйства, финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей, в том числе путем реформирования, привлечения стратегических инвесторов и создания агропромышленных формирований. К концу I полугодия 2002 года в республике было создано 79 агропромышленных формирований, что свидетельствует об активном реформировании агропромышленного комплекса.
Большое внимание уделяется обеспечению устойчивого развития жизнеобеспечивающих отраслей, прежде всего, жилищно-коммунального хозяйства. Республика оказывает существенную помощь местным властям в погашении задолженности бюджетных организаций за потребленные энергоресурсы. Так, только за 7 месяцев 2002 года из республиканского бюджета выделено на эти цели г. Алатырю 3,1 млн. рублей, Алатырскому району 2,4 млн. рублей.
В центре внимания Правительства республики постоянно находятся вопросы развития общественной инфраструктуры (строительство жилья, дорог, объектов социальной сферы, газификация), создания благоприятных условий для повышения образовательного, культурного, духовного потенциала населения, формирования здорового образа жизни.
Только на основе устойчивого развития экономики будет возможным решение другой ключевой проблемы - последовательного повышения благосостояния населения, усиления социальной защиты малообеспеченных граждан, уменьшения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Правительство республики определило для себя главной целью повышение качества жизни населения темпами выше среднероссийских. При этом первоочередной задачей является обеспечение достойного уровня жизни, доступности всех современных социальных благ и услуг (комфортное жилье, газ, дороги, средства связи, услуги образования и здравоохранения) для жителей села и малых городов республики.
- Беспокоит состояние дорог в Алатыре. Из 180 км заасфальтировано 47, большая часть дорог - грунтовые. Мало строится социального жилья. Какие средства заложены в республиканский бюджет на 2002 год для решения этих проблем?
- В 1999-2001 годах в городе Алатыре отремонтировано 7,55 км автодорог, из них в 2001 году - 5,3 км. За эти три года на ремонт и реконструкцию городских дорог было направлено 23,9 млн. рублей средств республиканского дорожного фонда (32,7 % от общего объема государственных инвестиций из республиканского бюджета, направленных на развитие города), в том числе в 2001 году - 13,8 млн. рублей (38,3 %).
В соответствии с Законом Чувашской Республики «О республиканском дорожном фонде» часть федерального налога на пользователей автомобильных дорог в размере 20 процентов от суммы поступления данного налога направляется в бюджеты городов и районов на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство отдельных магистральных улиц в городах, районных центрах и рабочих поселках. Из дорожного фонда г. Алатырю за 1999-2001 годы на эти цели направлено лишь 950 тыс. рублей, из них в 2001 году - 150 тыс. рублей.
В связи с тем, что в смете Республиканского дорожного фонда на 2002 год предусмотрена большая сумма средств на погашение сложившейся кредиторской задолженности за выполненные работы в 2001 году, финансирование затрат по строительству, реконструкции и ремонту автодорог в городах республики в текущем году за счет республиканского дорожного фонда не предусмотрено.
Строительство дорог - дело дорогостоящее, в среднем строительство 1 км автомобильных дорог с твердым покрытием обходится в 3,5 млн. рублей, поэтому администрации города необходимо искать альтернативные источники и способы финансирования строительства и ремонта автодорог.
За 1999-2001 годы общий ввод жилья за счет всех источников в Алатыре составил 39,7 тыс. кв. м, из них 7,26 тыс. кв. м (18%) - социального жилья. На строительство социального жилья за истекшие три года из республиканского бюджета выделено 28,3 млн. рублей. В 2001 году построено 14,5 тыс. кв. м жилья, из них социального - 1,4 тыс. кв. м, а объем финансирования из республиканского бюджета составил 12,7 млн. рублей.
С 2000 года в республике действует система ипотечного жилищного кредитования. Однако население г. Алатыря недостаточно активно участвует в этом процессе. В 2000 году было оформлено только 2 ипотечных кредита на сумму 49 тыс. рублей. В 2001 году количество желающих оформить ипотечный жилищный кредит увеличилось до 22, сумма выданных кредитов составила 1,38 млн. рублей при годовом лимите 1,99 млн. рублей. Тогда как даже в районах республики население активнее участвует в ипотечном кредитовании. Так, например, в прошлом году сверх установленного лимита оформлено ипотечных кредитов в Ибресинском районе (на сумму 3,7 млн. рублей при лимите 2,99 млн. рублей), Аликовском районе (1,6 млн. рублей при лимите 1,5 млн. рублей), Батыревском районе (6,3 млн. рублей при лимите 6,0 млн. рублей) и др.
В 2002 году на строительство бесплатного жилья с использованием субсидий администрации города из республиканского бюджета предусмотрено выделить 19,08 млн. рублей, в том числе на переселение граждан из женского монастыря - 2,19 млн. рублей, 2,7 млн. рублей - на ипотечное жилищное кредитование. Предусматривается ввести в эксплуатацию 2478 тыс. кв. м социального жилья.
- Насколько поступательно будут решаться вопросы газификации Алатырского района в 2002 году?
- С 2002 года намечено резкое увеличение объемов финансирования населенных пунктов Алатырского района. Так, если в 2001 году за счет централизованных источников финансирования и средств ОАО «Газпром» на газификацию населенных пунктов района было выделено 14,5 млн. рублей, то в текущем году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.04.2002 года № 170-р (с учетом внесенных изменений) предусмотрено направить 46,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 7,7 млн. рублей, республиканского - 19,1 млн. рублей, средств ОАО «Газпром» - 19,7 млн. рублей.
Кроме того, администрация Алатырского района по итогам конкурса на лучшую комплексную схему градостроительного планирования развития территории района и лучший проект генерального плана города, проведенного в 2002 году в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 года № 45 «О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике», стала победителем по номинации «За эффективное развитие газификации населенных пунктов» и награждена денежной премией в размере 6,0 млн. рублей, которые будут также направлены на строительство газовых сетей в с. Иваньково-Ленино, с. Ахматово и с. Чуварлеи.
За счет республиканского бюджета компенсируются населению затраты на газификацию индивидуальных жилых домов в размере до 70% собственных расходов.
По итогам I-го полугодия 2002 года в Алатырском районе было введено в действие 16,5 км газораспределительных сетей, что в 4 раза больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Хочется отметить, что в Республиканской адресной инвестиционной программе на 2003 год закладываются параметры, при которых объемы средств на газификацию превысят более чем в три раза относительно 2002 года.
- Кабинет Министров Чувашской Республики постоянно оказывает помощь в обновлении машинно-тракторного парка предприятий агропромышленного комплекса и приобретении техники на лизинговой основе. Как будут решаться эти вопросы в текущем году? Какова доля участия здесь сельскохозяйственных кооперативов Алатырского района?
- Правительство Чувашской республики уделяет большое внимание вопросу обновления сельскохозяйственной техники. Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 16.11.2001 года № 98 «О закупках сельскохозяйственной техники в 2002 году» принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.11.2001 года № 249 «О закупках сельскохозяйственной техники», которым принято решение о привлечении кредитов в объеме 100,0 млн. рублей на закупку 30 зерноуборочных комбайнов и 100 сельскохозяйственных тракторов. Лимит средств на субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым сельхозпредприятиями на приобретение техники за счет республиканского бюджета Чувашской Республики в 2002 году, составляет 23,5 млн. рублей. Государственная поддержка в виде субсидирования процентных ставок по коммерческим кредитам при приобретении техники осуществляется на конкурсной основе.
- Марина Ивановна, как Вы оцениваете работу Кабинета Министров Чувашской Республики в решении социальных вопросов на селе?
- Одним из важных и приоритетных направлений деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики является вопрос развития социальной сферы на селе, что обусловлено высоким процентом занятости значительной части экономически активного трудоспособного населения в сельском хозяйстве.
В 2001 году в Алатырский район направлено инвестиций за счет федерального и республиканского бюджетов в размере 52,3 млн. руб., в 2002 году району предусмотрено выделить 88,2 млн. руб., в I полугодии 2002 года профинансировано 33,15 млн. руб. (37,6% к плану на год).
Основополагающими факторами благополучия для сельского жителя являются: добротное жилье, помещения для содержания животных, отопление жилья дешевыми видами топлива, дороги, телефонизация, доступность медицинского обслуживания и т.д. За прошедшие шесть лет в республике построено 3 млн. кв. метров жилья.
В 2001 году в Алатырском районе введено 7,1 тыс. кв. м жилья. В I полугодии 2002 года введено жилья общей площадью 1,8 тыс. кв. м (100% к уровню соответствующего периода прошлого года).
По среднегодовым объемам жилищного строительства на одного человека республика опережает все регионы Волго-Вятского экономического района и соседние области, на равных соперничает с такими регионами, как Москва и Татарстан. Ежегодные затраты республиканского бюджета на поддержку жилищного строительства составляют десятую часть всех расходов на государственные нужды республики. В помощь сельскому населению до 70 процентов компенсируются затраты по газификации и электрификации индивидуальных жилых домов. Сохраняется строительство бесплатного жилья для малообеспеченных категорий граждан, участников Великой Отечественной войны, инвалидов и престарелых граждан, работников бюджетной сферы.
За последние шесть лет в республике построено и восстановлено около 1400 км автомобильных дорог, за период реформ большой рывок сделан в отношении газификации и телефонизации сельских населенных пунктов. Но успехи, достигнутые по строительству жилья, дорог и газификации, не решают всего комплекса социальных проблем, которые существуют на селе.
С целью сохранения и развития производственного потенциала и для обеспечения роста агропромышленного производства постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. № 272 принята Республиканская целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы». В результате проводимой аграрной реформы в агропромышленном комплексе произошли значительные социально-экономические преобразования. Практически полностью завершена реорганизация колхозов и совхозов, приватизация предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности. Паевой раздел земли и имущества в сельскохозяйственных организациях превратил их в юридически независимые хозяйствующие субъекты, за которыми закреплено право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства, устанавливать цены на производимую продукцию.
Проведение новой экономической и социальной политики в республике невозможно без привлечения высокообразованных и подготовленных специалистов. В целях дальнейшего совершенствования кадровой политики, как важнейшего фактора развития аграрной сферы, повышения эффективности агропромышленного комплекса республики начата целевая подготовка специалистов, ведется работа по формированию, обучению и использованию резерва кадров. В вузах республики введено обучение экономике и управлению аграрным производством, сервису и технической эксплуатации транспорта, техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта и др. В Чувашской государственной сельскохозяйственной академии ведется подготовка ветеринарных врачей.
В целях улучшения здоровья и качества жизни сельского населения постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 г. № 261 принята Республиканская программа развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы.
- Как будет решаться жилищная реформа в целом по республике и, в частности, в сельской местности?
- Жилищная реформа в республике проводится в соответствии с Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 1997 -2003 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 1 августа 1997 г. № 158.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества на предоставление жилищно-коммунальных услуг, снижение себестоимости услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2001 г. № 161 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг», субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе на оплату твердых видов топлива и сжиженного газа (а это касается сельского населения), предоставляются гражданам органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.
По данным Госкомстата Чувашии, за 2001 г. в Чувашской Республике субсидии получили 84999 семей, что составляет 17,4 процента от их общего количества. Общая сумма субсидий составила 113577,2 тыс. руб. Для сведения: в Алатыре субсидии получили 1920 семей (11,8 процента) на общую сумму 1650,7 тыс. руб., а в Алатырском районе - 3057 семей (28,1 процента) на 3309,8 тыс. рублей.
За I полугодие 2002 г. в республике субсидии получили 65800 семей (13,4%) на сумму 100161,9 тыс. рублей, в том числе: в г.Алатыре 1768 семей (10,8%) на сумму 1768,9 тыс. рублей, в Алатырском районе - 132 семьи (1,2%) на сумму 144,2 тыс. рублей.
Следует отметить, что изменение платы за жилье и коммунальные услуги проводится параллельно с работой по снижению издержек в коммунальном хозяйстве, с проведением экспертизы экономической обоснованности новых тарифов. Это позволяет сдерживать необоснованный их рост.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2002 г. № 7 «О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год» установлены следующие республиканские стандарты: уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 90% их стоимости, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе - в размере 20%, предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц - 13 руб. (при федеральных стандартах, соответственно, 90%, 22%, 13 руб.).
Следует отметить, что республиканский стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг ниже федерального стандарта на 2 процентных пункта (22 процента). По данным Госкомстата Чувашии, фактически же доля составила 8,4%.
Республиканский стандарт уровня платежей используется как инструмент межбюджетных отношений. Т.е. недостающие 10 процентов от стоимости жилищно-коммунальных услуг предприятия жилищно-коммунального хозяйства получают из бюджета республики. В том случае, если уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги будет меньше 90%, то придется изыскивать дополнительные средства в республиканском бюджете для возмещения затрат. Это, в свою очередь, отрицательно скажется на деятельности бюджетных учреждений - больниц, школ и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 1 января 2004 года предусмотрено отменить практику установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению в зависимости от групп потребителей.
При этом органы государственной власти субъектов России и органы местного самоуправления в пределах их полномочий в 2002-2003 годах должны принять соответствующие меры по поэтапному сближению тарифов по категориям потребителей. В 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей должны быть доведены до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры.
Одной из наиболее острых проблем остается наличие перекрестного субсидирования, заключающегося в том, что разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным ценам. При этом в наиболее тяжелом экономическом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций. Т.е. перекрестное субсидирование возлагает на промышленные предприятия несвойственные им социальные функции.