Дети войны Алатырского района
В Чувашии планируется принять закон «О детях войны». На новый статус после принятия закона смогут претендовать те, кто родился с 22 июня 1928 по 4 сентября 1945 годы, то есть те, кому на момент начала ВОВ еще не исполнилось 14 лет.
Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы. Хоть и не было в Алатырском районе военных действий, но жили тяжело, впроголодь. Дети жили и страдали вместе со всей страной.
Узнать о жизни детей школьного возраста Алатырского района мы можем из архивного документа: «Текстовый отчёт об итогах работы школ Алатырского района ЧАССР за I полугодие 1943-1944 учебного года».
В отчёте «Об итогах работы школ Алатырского района ЧАССР за I полугодие 1943-1944 учебного года» указано, что в районе открылось 33 школы: 4 средних, 9 неполных средних и 20 начальных, в том числе была открыта однокомплектная школа при колхозе «Барнаул» Засурско-Безднинского сельсовета. На 5 января 1944 года район насчитывал 4762 школьника 1-10 классов .
Общее количество выбывших из школ за 1943-1944 учебный год составило 887 человек, причём 114 человек – в результате длительной болезни и смерти. 173 ребёнка не посещали школу лишь потому, что не в чем было выйти, 2 в результате отдалённости от школы, 124 ушли на работу в колхоз, 63 помогали родителям на дому, а 3 были исключены, 403 выехали вместе с родителями. Особенно много детей отсеялось весной с марта месяца, когда ни колхозы, ни школы не имели продукты питания. Были случаи, когда явившиеся в школу голодные дети не могли сидеть, лежали за партой. Низкий процент посещаемости был в холодные и дождливые дни. А в связи с завшивленностью и заболеваемостью чесоткой школы частенько закрывались на целую неделю на санобработку. Это снижало рост заболеваний. В отчете указан недостаток в школах горячей воды и мыла. Из 3568 кубометров дров годовой потребности заготовили 4125 кб.м., из которых вывезли 2150 кб.м., в связи с затруднением в транспорте.
Многие школы для полного охвата детей всеобучем мобилизовали колхозную общественность и родителей на проведение воскресников, на сбор тёплых вещей и продуктов для детей фронтовиков, добились починки обуви и одежды для школьников, плетения лаптей и т.д.
В результате проведённой работы школами района собраны более 100 пар разной обуви, до 200 пар лаптей, верхней и нижней одежды 80 шт., отремонтировано более 200 пар обуви, собрано 120 кг. шерсти, 130 шапок и варежек, закуплено и роздано 84 м мануфактуры, 800 пар чулок, собрано 6545 рублей деньгами, тонна овощей, и отчислено колхозниками в фонд школы 2500 трудодней. На средства РОНО оказана помощь в порядке патронирования круглых сирот в количестве 12 человек на 7200 руб и роздано несколько пар белья для учащихся.
Кроме того Новоайбесинская, Сойгинская, Стемасская, Иваньково Удельновская и Алтышевская школы с начала учебного года организовали горячие завтраки для «остронуждающихся детей фронтовиков». Но эта поддержка по сравнению с потребностью была далеко недостаточна. Особенно плохо с питанием дело обстояло в школах, обслуживающих рабочих и служащих лесозаготвительных организаций, где не было пришкольных участков: на Сальном кардоне, на Орлике, на Соснах, в Мостовке, в Соловьёвском лесопункте, на разъезде Алтышево, в АИТК.
Первоклассники Алатырского района в 1943 учебном году начали работу почти без букварей, но во второй четверти букварями были обеспечены все школы. Хуже обстояло дело у детей постарше, т.к. «отсутствовали книги по чтению Фортунатова». В некоторых классах было по 3-5 учебников на класс, поэтому пользовались на уроках чтения «букварём или книгой для обучения взрослых. Также школьники получили всего по 2 тетради на ученика. Поэтому тетради делали сами из газетных листов и писали между строк. Для письма использовали химический карандаш. Из него же делали чернила.
Несмотря на трудности военного времени, болезни, большое количество детей в некоторых школах, частые смены или порой полное отсутствие преподавателей по тому или иному предмету, нехватку учебников и художественной литературы, перед школами стояли серьёзные задачи. Школа проводила дополнительные занятия, оказывала помощь отстающим. Проводились уроки русского языка, чистописания, литературы, немецкого или французского языков, биологии, физики, арифметики, включая алгебру, геометрию и тригонометрию, и др. Весной 1943 года была принята новая, более сложная программа. Появилась пятибальная система оценивания. Начиная с 3 класса уже вводились уроки географии, истории и естествознания. С 4 класса на арифметике ввели решение задач и примеров с десятичными дробями. В программу включались экскурсии, опыты, практические и лабораторные работы, наблюдения. Большое внимание уделялось географической карте и заучиванию стихов. В старших классах уделяли внимание строевой, огневой и тактической подготовке. Девушки в некоторых школах изучали санитарную подготовку и телеграф.
Контроль и посещение уроков было обязательной частью работы директора школы. РОНО проводило контрольные работы, проверяя качество выполнения программы и её усвояемость. Эти работы проводились в присутствии работников РОНО и представителей соседних школ. Всего в РОНО было два инспектора. Транспорта не было, поэтому добираться им до школ с целью проверки нужно было пешком. Хочется отметить, что 10 школ находились на расстоянии 30-50 км, ещё 10 – на расстоянии 15-30 км. Но это не мешало давать открытые уроки и проводить собрания кустовых методобъединений.
Велась в школах и воспитательная работа. Постановлением СНК РСФСР от 2 августа 1943 г. были утверждены Правила для учащихся, на изучение и соблюдение которых делался акцент. Детям говорили о том, как надо себя вести, журили за частое посещение колхозных клубов и кино. Всего за год в школах района было проведено 96 утренников, 40 вечеров художественной самодеятельности и др. В зимнее время в школах серьёзное внимание обращалось на катание на лыжах. С этой целью проводились во всех школах лыжные соревнования. Несмотря на большие трудности военного времени, учащиеся школ района принимали активное участие во всех мероприятиях, направленных на помощь фронту. Наряду со взрослыми дети активно помогали фронту. Они собирали для бойцов тёплые вещи, продукты, отсылали посылки на фронт, оказывали посильную помощь детям фронтовиков, участвовали в сборе средств детям Донбаса. Стемасская НСШ силами учителей и учащихся собрала 3600 рублей для покупки теплых вещей и 700 рублей на елочные игрушки, отправила 3 продуктовые посылки бойцам. Анютинская НСШ собрала 2500 рублей на теплые вещи и 1550 рублей для детей фронтовиков. Кирская СОШ провела вечер самодеятельности, сбор с которого 650 рублей отчислен в фонд школы. Ахматовская НСШ собрала посылку бойцам на 500 рублей. Атратская СШ подписалась на денежно-вещевую лотерею на 5800 рублей. Школьники работали в колхозе, подписывались на денежно-вещевые лотереи, и проводили вечера художественной самодеятельности, сборы с которых шли на эти цели. Собрали 21 тонну металлолома.
Учащиеся принимали активное участие в подготовке колхозов к весеннему севу. Собрали 38 центнеров золы и 11 центнеров куриного помёта. В летние каникулы учащиеся Алатырского района выработали 39561 трудодень. Лучшие показатели у Анютинской НСШ, выработавшей 11305 трудодень. Школьники занимались сбором лекарственных трав.
Школы Алатырского района, даже в суровые годы войны, ни на минуту не останавливали свою работу. К тому же, школы не только стремились дать прочные и крепкие знания, но обогреть и накормить голодных детей.
Конечно, данный документ не даёт нам полной картины того, что происходило в годы лихолетий на нашей земле, но документально подтверждает, что большим испытанием явилась война для детей и подростков нашего района, нашей страны. Дети войны, низкий вам поклон!