Алатырский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр муниципаллă округĕ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ о возвращении на Землю экипажа шестой основной экспедиции МКС

04.05.2003 г. Королев Московской области.

 

Экипаж шестой основной экспедиции Международной космической станции (МКС) - астронавты НАСА Кеннет Бауэрсокс (командир), Дональд Петтит (бортинженер) и российский космонавт Николай Бударин (бортинженер, космонавт-испытатель РКК «Энергия») - возвратился на Землю в спускаемом аппарате (СА) космического корабля «Союз ТМА-1» после выполнения 161-суточной программы полета.

Корабль «Союз ТМА-1» был отстыкован 4 мая 2003 года от стыковочного отсека-модуля «Пирс» Российского сегмента МКС в 2 ч 43 мин московского времени по команде подмосковного Центра управления полетами (ЦУП-М). В результате выдачи расчетного тормозного импульса двигательной установкой корабля, включение которой было произведено в 5 ч 12 мин, была сформирована траектория его возвращения на Землю. В соответствии с программой спуска в 5 ч 40 мин было осуществлено штатное отделение СА от бытового и приборно-агрегатного отсеков корабля. В 5 ч 43 мин спускаемый аппарат вошел в атмосферу Земли. На участке полета в атмосфере система управления спуском СА сформировала команду на спуск по баллистической траектории. Причины перехода СА в режим баллистического спуска анализируются специальной комиссией, созданной Генеральным конструктором РКК "Энергия" им. С.П. Королева академиком РАН Ю.П. Семеновым. Комиссия проводит всесторонний анализ работы систем корабля, действий экипажа и ЦУП-М по результатам обработки телеметрической информации.

Спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-1» приземлился в 6 ч 7 мин (уточняется) в районе, расположенном вблизи города Тургай, Республика Казахстан. Координаты места посадки: 49°37'48" северной широты и 61°20'36" восточной долготы. Спуск СА на парашюте и его мягкая посадка были выполнены по штатной программе работы системы приземления.

Первоначально главные силы службы поиска и спасания были сосредоточены в районе приземления при управляемом спуске, расположенном на расстоянии более чем 400 км от точки посадки спускаемого аппарата, куда он приземлился по программе баллистического спуска. В связи с этим поиск СА потребовал большего времени, чем ранее было запланировано. Оперативное перенацеливание сил и средств поиска и спасания позволило обнаружить спускаемый аппарат в 8 ч 21 мин. Командир корабля "Союз ТМА-1" Николай Бударин открыл люк СА в 8 ч 35 мин и в 9 ч 46 мин экипаж покинул СА, установив радиосвязь с группой поиска и ЦУП-М. В 10 ч 45 мин два вертолета МИ-8 приземлились рядом со спускаемым аппаратом. Эвакуация экипажа и СА с места посадки проводилась по штатной программе.

В 18 ч 40 мин самолетом РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина экипаж прибыл на аэродром Чкаловский.

В ЦУП-М при выполнении операций заключительного этапа полета корабля «Союз ТМА-1» и на аэродроме Чкаловский присутствовали: от российской стороны - Генеральный директор Росавиакосмоса Ю.Н. Коптев, Технический руководитель пилотируемых программ России - Генеральный конструктор РКК "Энергия" им. С.П. Королева академик РАН Ю.П. Семенов, члены Государственной комиссии (Сопредседатели: статс-секретарь, первый заместитель Генерального директора Росавиакосмоса Н.Ф. Моисеев, заместитель генерального директора ЦНИИ машиностроения В.А. Гринь), начальник РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина генерал-полковник П.И. Климук, представители Росавиакосмоса, ведущие специалисты РКК «Энергия», российских предприятий и организаций, участвующих в реализации программы МКС; от американской стороны -Администратор НАСА Шон О'Киф, заместитель Посла США в России Джон Баерли, представители руководства НАСА; а также представители Европейского космического агентства, родные и близкие членов экипажа МКС-6.

Задачи полета экспедиции МКС-6 успешно выполнены. Транспортный пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-1», находившийся 186 суток в составе орбитального комплекса МКС в качестве корабля-спасателя, заменен кораблем «Союз ТМА-2», доставившим на борт станции экипаж седьмой основной экспедиции (МКС-7) - российского космонавта Юрия Маленченко (командир) и астронавта НАСА Эдварда Лу (бортинженер).

Объединенный международный экипаж станции в ходе совместного шестисуточного полета отработал операции аварийного покидания комплекса и спуска на Землю, выполнил научные эксперименты и исследования, уложил в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-1» возвращаемые на Землю грузы общей массой около 50 килограммов с результатами исследований, выполненных по российской, американской и японской программам. Экипаж МКС-6 провел необходимые медицинские исследования и физические упражнения для подготовки к спуску с орбиты.

Корабли серии «Союз ТМА» созданы коллективом РКК «Энергия» им. С.П. Королева в кооперации с предприятиями-соисполнителями российской ракетно-космической промышленности. Корабли являются очередной модификацией пилотируемых кораблей типа «Союз», предназначенной для эксплуатации в рамках проекта МКС.

Управление полетом корабля «Союз ТМА-1» на этапе его возвращения на Землю осуществляла Главная оперативная группа управления (ГОГУ), находящаяся в ЦУП-М (руководитель полета - летчик-космонавт В.А. Соловьев) и работающая во взаимодействии со специалистами американского Центра управления (г. Хьюстон).

Орбитальный комплекс МКС продолжает полет по околоземной орбите наклонением 51,65°, максимальной и минимальной высотой 412,6 и 388,3 км, соответственно, и периодом обращения вокруг Земли 92,3 мин.

В настоящее время орбитальный комплекс массой около 179,6 т функционирует в составе: функциональный грузовой блок «Заря», служебный модуль «Звезда», стыковочный отсек-модуль «Пирс», пилотируемый корабль «Союз ТМА-2», грузовой корабль «Прогресс М-47» (Российский сегмент), модули «Юнити», «Дестини», шлюзовая камера «Квест» и крупногабаритная многозвенная ферменная конструкция с развернутыми на ней панелями солнечных батарей (Американский сегмент).

Экипаж экспедиции МКС-7 продолжает выполнять на орбите работы по программе полета. Смену экипажа намечено произвести в ходе выполнения программы полета корабля «Союз ТМА-3», старт которого планируется на осень 2003 года.

 

Информация предоставлена с Официального сайта РКК «Энергия» им С.П. Королева

http://www.energia.ru/energia/news/news-2003/press_release_iss-06.html